Электронная коммерция: Библиотека статей: E-mail маркетингом по бездарному i-маркетингу:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Е-КОММЕРЦИИ В СВЕТЕ "НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ"
Автор: П. И. Чичиков
Прошедший год ознаменовался мировыми потрясениями, на которые экономика как один
из столпов существования человечества не могла не отреагировать. Она и отреагировала,
показав всем, какое это прочное и обладающее огромной инерцией образование. Проще
говоря, чтобы развалить мировую экономическую систему, потребны бОльшие катаклизмы,
чем разрушение двух конторских зданий (пусть и высоких) в Нью-Йорке и мировая
война с терроризмом.
Российсккий интернет-бизнес также не принёс своим пользователям экстраординарных
неожиданностей, и вот это уже не так весело. В соответствии со сложившейся дурной
традицией многие интернет-бизнесмены предпочли расходовать инвестируемые в проекты
ресурсы не на укрепление и развитие этих последних, а на фейерверк рекламных
акций и прочее внешнее украшательство, а также (как апофеоз мракетинговой деятельности)
- на тупое наращивание количества посетителей, наращивание как самоцель, без
чёткой стратегии и с сомнительной эффективностью. Как следствие - крушение многих
интернет-проектов. Тендеция предсказуемая и легко прослеживаемая: лопаются даже
самые ярко раскрашенные воздушные шарики...
Однако Рунет жив и даже довольно упитан; отдельные деятели электронной коммерции
подсчитывют прибыль, правда, не очень большую. Что же позволило выжить российскому
электронному бизнесу?
Приходится повторять прописные истины, но ничего, видно, с этим не поделаешь.
Это:
• Стратегический маркетинг;
• Оптимизация расходов (в т.ч. на рекламу и увеличение штатов);
• Последовательность и целеустремлённость.
Речь идёт о том же, о чём говорилось уже в наших предыдущих статьях: при высоком
качестве технологических и дизайнерских решений наш интернет-бизнес страдает
хроническими заболеваниями маркетинга. Да что там, подчас - полным его отсутствием
и надеждой на национальный авось.
Вот и выясняется, что без поддержки инвесторов не могут существовать даже крупные
и маститые интернет-предприятия. А КАКОЙ ЖЕ ЭТО БИЗНЕС, ЕСЛИ ОН НЕ ПРОСТО НЕ
ПРИНОСИТ ДОХОДОВ, А НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ВЛИВАНИЯ РЕСУРСОВ ИЗВНЕ? Это как-то
по-другому нужно называть, это - что угодно, только не бизнес...
И это всё при том, что специалисты оценивают перспективы развития нашей е-коммерции
как положительные. В самом деле, по данным исследователей, рынок интернет-рекламы
в 2002 году составит более восьми млн. долл. (при пяти с половиной в 2001 году).
Увеличение рекламного рынка, вам это объяснять не надо, напрямую связано с увеличением
рынка сбыта товаров и услуг. И дело для е-купцов за малым: не проворонить в очередной
раз то, что само плывёт в руки; действовать грамотно и профессионально. В первую
очередь это касается маркетинговой политики.
Конечно, объёмы вложений средств в интернет-рекламу на западе (а это миллиарды
долларов) не могут пока сравниться с нашими. Но это прекрасно! Теперь-то и учиться,
чтобы, когда они станут (а они станут!) сопоставимыми, быть во всеоружии. Интернет
в России отличается от западного собрата не сильно:
- количеством пользователей (20-50 % населения);
- значительной долей коммерческой составляющей (в сравнении с чисто информационной),-
то есть отличия эти исключительно КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ, и, стало быть, в деле перенимания
опыта ими можно пренебречь. (Мы не хотим сказать, что нужно механически переносить
на русскую почву западные бизнес-теории; но общие принципы, с поправкой на всем
известные "национальные особенности", остаются неизменными.)
Целесообразно напомнить, что основой основ западного маркетинга является его
направленность на клиента. Парадоксально, но факт: буржуям не важно, ЧТО продавать,
важно - КОМУ и, следовательно, КАК. Первейшим принципом маркетинга должно стать
всестороннее исследование целевой аудитории (уже имеющейся) и поиск новой. Это
гораздо проще делать посредством Сети (сравните интерактивность последней, например,
с рекламным изданием). Полезно при этом не забывать и о старых, проверенных методах
- бумажных письмах и анкетах, опросах "вживую". По этому пути у нас, кстати,
шли "не дутые" (следовательно и выжившие) интернет-компании в 2001 году.
Уходит в прошлое подход к продаже товара Эпохи первоначального накопления: "С
глаз долой - из сердца вон". Придётся пошевелиться. Классическая двухходовка
(купил дёшево - продал дороже) замещается трудоёмкой, но стратегически выгодной
западной моделью:
1. Изучение рынка, маркетинг.
2. Производство продукта (услуги).
3. Продажа.
4. Послепродажное обслуживание (сервис).
Сохранить прежних покупателей дешевле, чем приобретать новых, а зная запросы
первых, легче находить вторых. Это и есть стратегия, в наших условиях описываемая
так: не поскупись сегодня, мысли стратегически, - не придётся завтра приглашать
кризисного менеджера...
Итак, Рунет и его база - е-коммерция - живы. Жива и наша рассылка, чему свидетельством
- эта статья. В следующем выпуске мы постараемся показать на конкретных примерах
способы создания и функционирования интернет-проектов, ПРИНОСЯЩИХ ПРИБЫЛЬ.
[Другие статьи раздела] [Другие разделы библиотеки] [Главная страница E-Commerce]
|