Весельчак У: «Мы не бандиты! Мы благородные пираты.»
Вот образец маркетинга XVII века:
«…А в палатках понавешено товару, – так и горит. Из-за прилавков купчишки высовываются,
кричат: «К нам, к нам, боярин у нас покупал!» Подойдёшь к прилавку, – вцепится в тебя купец, в глаза прыгает, а захочешь уйти ни с чем, начинает ругать и бьёт тебя куском полотна, чтоб купил.» (А.Н. Толстой «Повесть смутного времени»)
Примерно так действуем и мы. Держим клиента за полы и «прыгаем ему в глаза», пытаясь доказать, что наш товар лучше, чем у соседа. Правда, покупателя не бьём, но если он уходит ни с чем, обижаемся. Нужно ли прыгать? Нужно. На этот вопрос однозначно ответит любой рекламист. Только вот делать это следует изящно, сообразуясь со вкусом избалованного клиента-современника.
Недолго тому назад, в благословенные брежневские времена, существовала система «заказов». То есть, вместе с вожделенной одесской колбасой и банкой болгарского перца, вы обязаны были взять три килограмма ячневой крупы и губную гармошку. Наши клиенты, в большинстве своём, ещё помнят это и подозревают, что и сейчас маркетинг строится по брежневскому принципу. Ибо кто такой «менеджер торгового зала»? Десять лет назад он назывался продавцом, и главной его задачей было не заснуть. А вот сто лет назад он назывался приказчиком, и в его задачу входило, чтобы покупатель не ушёл без товара. И все средства были хороши - от откровенного вранья, до лести покупателю.
Так как главным средством связи наших купцов с корнями стало использования к месту и не к месту буковок «ъ» и «ять» в вывесках, то новомодный «Банкъ» совершенно естественно ассоциируется в наших головах с пройдохой-приказчиком…
Старый анекдот:
Спортивный комментатор – легкоатлету:
- Какая часть тела является для Вас главной?
- Конечно, голова! Мне нужно расчитать скорость разбега, учесть силу ветра, состояние
дорожки и многое другое.
То же – каратисту:
- Какая… и т.д.?
- Голова, разумеется! Чтобы победить, я должен очистить свой разум, настроится
в унисон с космическими линиями, полюбить противника, наконец.
Боксёру:
- Какая..?
- Кулаки.
- Как?! А ещё?
- Ну-у… Ноги.
- А голова-то Вам нужна?!
- Да. Я ей ем.
Смешно, но не это главное. Главное в том, что простодушный боксёр единственный
попытался ответить честно. Мы не верим рекламе. Мы не верим, когда нам говорят: «Ваше коммерческое благополучие – это всё, что волнует многочисленный колектив наших специалистов!»
Ага. Специалисты ночей не спят, почти перестали есть, осунулись и думют только об одном: как бы получше сделать свою работу. И только, и исключительно из любви к заказчику.
Всё не так. Давайте говорить правду. Вышеозначенные труженики хотят заработать. Причём заработать побольше.
Но давайте скажем ещё об одной правде. В данный момент мы подошли к той точке, когда, чтобы хорошо заработать, необходимо работать хорошо. Принципы советской экономики (О Беломоре: «Без туфты и аммонала на бывало бы канала».), приписки и скрытый брак, перестали работать, причём не по чьей-то директиве и инициативе масс, а автоматически, с введением рынка (дикого-не дикого, не есть важно).
Производитель (товаров и услуг) понял это первым. Не потому что умный, а потому что задницей (Весьма чувствительная часть организма, кто не знает). Потребитель доходит до этой простой истины умом. А ум, тысячелетний российский опыт, говорит: «Не обманешь – не продашь». Купец не может не воровать, пусть хоть сто раз устно, письменно, в Интернете объяснится в любви к покупателю. Обман при этом зачастую
мерещится не там, где он может быть на самом деле.
(Анекдот. Дьявол – Новому русскому:
- Подписывай…
Тот:
- Значит – миллион? Кэшем? За мою душу?
- Да, да, сколько раз повторять! В чём загвоздка?!
- Да вот, не пойму никак… Где ты меня кидаешь?)
Ну, это к слову. О русском менталитете вообще.
Так вот. Купец МОЖЕТ НЕ ВОРОВАТЬ. Не верите? Я тоже не верю. И вот, поскольку никто не верит, хитрый купец теперь придумал новую штуку. В убыток себе, казалось бы, соорудил такую схему, что выгоды у него не будет до того момента, пока она не придёт к клиенту.
Хитрость теперь несколько иного рода. Поэтому предлагается обычно не продукт, а система, схема, комплекс услуг, сопровождение и консультации. (…Лет сто назад весь цикл строительства кораблей проходил на одном и том же предприятии, смежников, в современном смысле слова, не существовало. Поэтому ходила байка, что, если понадобится, Балтийский завод, например, изготовит для кают-компнии крейсера рояль и клетку для попугая…)
Производитель может изготовить для крейсера рояль, но лучше купит его у мастера. А вы можете не волноваться, в кают-компании вашего корабля будет и рояль, и персидские ковры. (Об артиллерии и котлах уж и не упоминаем.)
Пароходы-паровозы. Почему теперь всё стало принято объяснять на примерах? Американские веяния? Происки нейро-лингвистических программеров? С другой стороны, «если ты такой умный, почему ты такой бедный?» «Тупые и неразвитые» американцы подмяли под себя весь мир и пракрасно себя чувствуют. (Понятное дело, аукнется им это, но аукнется, может, лет через сто, а жируют они уже сейчас.) Так что, приходится всё объяснять по-американски из тех соображений, что, если скопировать внешнее, и по сути повезёт… Но это уже лирическое отступление, и об этом несколько позже.