Электронная коммерция: Библиотека статей: E-mail маркетингом по бездарному i-маркетингу:
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: "ЗА" И "ПРОТИВ"
Автор: Чичиков П. И.
Ощущение того, что в мире происходит что-то новое, не оставляет человечество уже скоро две сотни лет. В самом деле, между первым сорокасекундным полётом аэроплана братьев Райт и высадкой человека на Луну прошло всего шесть десятков лет; ещё сто лет назад высшим достижением в средствах массовой информации был печатный станок с ручным набором литер, а механический арифмометр слыл чудом вычислительной техники. На этом фоне появление первых электронно-вычислительных машин, созданных, как водится, для нужд военных ведомств, некоторыми оптимистами было расценено как прорыв в будущее и решение всех проблем человечества. Оставим в стороне писания фантастов пятидесятых годов, суливших нам на рубеже нового века полёты к Юпитеру и промышленную разработку полезных ископаемых в поясе астероидов (Как известно, и более серьёзные люди обещали поколению наших отцов коммунистический рай через десять лет...). Оставим их в стороне и скажем: развитие общества пошло по другому, но не менее многообещающему, пути.
Я имею, конечно, в виду бурный всплеск информационных технологий. Компьютер, проникший во все практически сферы нашей жизни, стал символом нашего времени. И тут, как и ранее в случае с освоением космоса, действительность вносит коррективы в восторженные представления обывателя. Вспомните, несколько лет назад, когда появилась возможность иметь удалённое от офиса рабочее место, некоторые издания утверждали, что конторы, кишащие сотнями людей, отошли в прошлое, теперь, мол, специалист, сидя дома у терминала, будет решать все возникающие в процессе работы вопросы. Управленцы возликовали. Как же! Ни тебе дорогостоящей аренды, ни офисной неразберихи, эффективность работника теоретически должна взлететь до небес... И что же? Да ничего. Конторы растут, размножаются почкованием и отходить в область преданий не спешат. Администрация поняла, что управлять сотрудником, работающим у себя дома практически невозможно, а уж об эффективности и говорить стыдно. Так был развеян беспощадной действительностью один из мифов компьютерного века.
Другой миф оказался более живучим, да и, как мне кажется, трансформируясь по мере «взросления», приобретает жизненные черты. То есть, «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», хотя и не такой, как представлялось в начале пути. Речь идёт об электронной торговле или е-коммерции, как это именуют на западе. Радикалы от Интернета утверждают, что со временем торговые ряды и магазины в их первозданном виде исчезнут, и радостные покупатели будут только лишь жать на кнопки и открывать двери подскочившим за десять минут рассыльным с товарами. Они же говорят, что е-коммерция – детище Сети, и ничего подобного в прошлом не было. (Это не совсем так, но об этом ниже.) Энтузиасты электронной торговли утверждают, что перед последней – феерические горизонты, продажи растут, и недалёк тот день, когда Интернет-коммерция подменит собой все остальные формы розничной торговли (Конкретно, к 2010 году. Некоторые идут дальше, утверждая, что к 2030 году магазинов вообще не останется…). Что ж, тому есть материальное подтверждение. По зарубежным данным доля е-продаж товаров в розницу возросла за три года с 7% до 9-11%, а в некоторых секторах рынка и до 15%. В развитых странах наблюдается устойчивый рост количества «онлайновых шопперов». Среди розничных продавцов имеет место устойчивый интерес к е-торговле, выражающийся уже не только в исследованиях данного сегмента рынка, но и в конкретных действиях («подготовка прямых электронных продаж»), призванных обеспечить эффективность работы с многократно возросшим потоком потребителей. Что ж, как будто «цели ясны, задачи определены; за работу, товарищи!»
Но, к сожалению, довольно большая группа экономистов имеет более скептический, а иногда и прямо противоположный, взгляд на данный вопрос, называя подчас электронную торговлю даже «громкой фикцией». Приходится признать, что и эти специалисты имеют под своим мнением солидную базу, правда, в основном, психологическую. Утверждается, например, что процесс купли-продажи в его традиционной форме за тысячелетия существования настолько вошёл в плоть и кровь людей, что ждать его отмирания в ближайшие десятилетия по меньшей мере преждевременно. Утверждается также, что «шоппинг», кроме своего прямого назначеня, я вляется ещё и развлечением, коему с восторгом предаются миллионы. (Для нас это, может быть, странно, но о вкусах не спорят…)
Таким образом, «исконная коммерция, хлеб и забава» многих и многих, ещё весьма долго не уступит командных высот своей электронной сестре, которую, кстати некие каламбуристы именуют эрзац-торговлей.
Да и статистические данные, по словам многих экспертов, не так уж радужны. Прибыльность е-магазинов минимальна, а тратить деньги в Интернете гораздо легче, чем зарабатывать. Дело дошло даже до банкротств.
Тем не менее, даже противники е-коммерции не являются её противниками в принципе. Радикализм в экономике не приживается, и эксперты данного направления говорят, что электронная торговля будет существовать, но в иных формах. Правда, не уточняют, в каких.
Итак, существуют две точки зрения на дальнейшее развития электронного сегмента рынка. Но и безоблачный оптимизм, и мрачный пессимизм, как нам кажется, не дают ответа на вопрос, куда же будет двигаться и как развиваться е-торговля. А истина, в чём мы не раз убеждались, лежит где-то посередине. На эту мысль наводит тот факт, что количество пользователей Интернета, а значит и потенциальных онлайн-шопперов, в абсолютных цифрах безусловно увеличивается. А это значит, что дальнейший рост сетевых продаж тормозится в первую очередь некими факторами методологического плана. Проще говоря, у потенциального покупателя, не работающего в Интернете профессионально, разбегаются глаза, и он зачастую элементарно не знает куда пойти и на что нажать, чтобы получить желаемый результат. И пока Сеть продолжает развиваться «вширь», беря количеством пользователей, а не «вглубь», т.е. находя качественно новые и простые решения для покупателей, добиться перехода количества в качество, добиться прорыва в области е-торговли, как нам кажется, будет проблематично. Но это – тема для отдельного разговора.
И ещё одну легенду, мы развенчаем в последующих заметках на эту тему, а именно, легенду о чужеродности и искусственности е-коммерции. У этой формы торговли, по крайней мере, на западе, есть предшественники и родители, а значит, есть и возможность занять нишу, подготовленную десятилетия назад, занять на новом технологическом и экономическом уровне, что, безусловно, поможет новой форме торговли в её становлении. Пока же, предлагаем читателям подумать, какая форма рыночной торговли (хорошо известная в «мире капитала» и менее, но всё же известная, у нас) наиболее близка к е-коммерции по технологии исполнения и результатам.
[Другие статьи раздела] [Другие разделы библиотеки] [Главная страница E-Commerce]
|