Фильм «Мастер и Маргарита» - вещь интересная. Не столько, как произведение искусства, сколько как артефакт. Поэтому выскажусь еще раз, в добавление к тому, что писал ранее ( "Мастер и Маргарита" ).
Булгаковская линия «Мастера» всегда поражала меня своей глубоко мещанской основой. Слабенький роман о Пилате – вся эта розовая водица, искажающая как Евангелия, так и реальную историю уж никак не может считаться основанием для зачисления в «мастера». Да и с точки зрения психологии не выдерживает критики. Если уж говорить об аналогичных разработках отечественной литературы, то куда убедительнее образ римского прокуратора выведен в романе Домбровского «Факультет ненужных вещей».
Особенно забавен финал «Мастера». Не попадает он ни в ад, ни в рай. Это и правильно – ибо, как сказано в том же Евангелии «не холоден, ни горяч, а тепл». Справедливее всего было бы уготовить ему участь Берлиоза – то есть перевести в небытие. Однако поступлено также неплохо – «Мастер» отправлен в потусторонний писательский санаторий, где этот совсем еще нестарый мужчина станет гулять по дорожкам парка, а по вечерам пить чай с вареньем. Мечта инвалида.