FoxЖурнал: Балтин Александр:
   ЧИТАТЬ  И  СМОТРЕТЬ 
   
Автор: Балтин Александр  
   МОСКОВСКОЕ 
ГОРОДОК 
НОЕВ  КОВЧЕГ 
В  СУЗДАЛЕ 
«КРЁСТНЫЙ  ОТЕЦ» 
ДАВНО  НАСКУЧИЛО… 
СМОТРЕТЬ 
ШПИОН 
ЧИТАТЬ 
 
 
 
 
 
 МОСКОВСКОЕ 
 
  
 
 (стихотворение  в  прозе)
  
 От  Сретенки, лишённой  деревьев, зелени, петлистых  теней  на  асфальте  нырнуть  в  уютный  покой  бульвара, щедрого, золотисто-зелёного  летом. В  белой  церкви  когда-то  был  Морской  музей, и  толстое  чучело  пингвина  встречало  людей  у  входа. 
 Москва  грандиозна  тут, все  дома  высоки  и  индивидуальны – имеют  своё  лицо; где-то  выше  переливается  реклама, и  чёрный  Грибоедов  глядит  на  идущих  без  выражения. 
  Зачем  нужны  индустриальные  районы? Серо-белая  пыль и  Вавилоны  заводов, убитая  трава, голуби  и  кошки, дворы, однообразные, как  будни. 
  А  метро? Ад  людского  фарша, свистящая  скорость, чёрные  жилы  проводов. 
  Уют  Гусятникова  переулка, уют  тайных  огней  счастья: арбатские  дворики, тихие  проулки  мечты. 
  Москва  купецкая, Москва  азиатская, кривоколенная, хлебная, бесконечная, пёстро-радостная, сквозяще-печальная  осенью, я  слышу  сердце  твоя  и  сливаюсь  с  его  ритмом… 
 
 
 
 В оглавление 
 
 
 
 ГОРОДОК 
  
 
(стихотворение  в  прозе)
  
 Городок  был  сер, пылен  и  скучен. 
 Детские  сны  не  могут  изменить  явь, и, вновь  возвращённый  в  реальность  ребёнок, сидит  на  кровати, не  понимая, где  все  эти  лилово-синие  горы  и  розовые  моря. Взрослый, просыпаясь  среди  ночи  лежит  с  открытыми  глазами  и  думает, что  жизнь  его не  удалась. 
  Частные  дома, окружённые  ветхими  заборами  упираются  в  лес: городская  окраина. Краска  облупилась  с  рам, и  мелкая  картошка, жёлтая, как  мыло, надоела  хуже  дней  своих. 
  В  городе  два  техникума, десяток  разных  магазинов, три  захиревшие  фабрики. 
  Леса  окрест  богаты, но  всё  равно – город сер, пылен  и  скучен. 
-Миха, будешь  в  футбол? – Ну  его, лучше  водки. 
  Все  знают  всех. Две  церкви, и  отец  Пахом  опять  в  запое. 
  Из  города  нет  пути. 
  Маленькая  сгорбленная  старуха  чистит  могилу  сына, ветер  звенит  венками, и  небо  белёсо-серое, пыльное… 
 
 В оглавление 
 
 
 НОЕВ  КОВЧЕГ 
  
 
(стихотворение  в  прозе)
  
 Дом  огромный, многоквартирный, жёлтый, нашпигованный  тайнами, прослоённый  историей… 
 Некогда  жила  тут  солистка  ГАБТа, приехала  в  Москву  из  Калуги, и  голос  был  чарующ, поступила  в  оперу  Зимина, а  потом  попала  в  императорский  Большой; вот  на  фотографии  она  с  Шаляпиным, лучшая  Аида  тридцатых  годов… 
 Молодая  женщина, калужанка, дальняя  родственница  певицы, живёт  у  неё – огни  Москвы…поступила  в  Пищевой  институт; а  у  певицы  ученики, у  этого  отменный  баритон, у  того  тенор…Давно  это  было. Москва: пятидесятые. 
  Дом  с  тяжёлыми, важными  лифтами, бессчётными  коридорами, многоступенчатыми  лестницами; из  окон  видны  другие  дома, дворы… 
-Маш, одолжи  соли. 
 Брат  Машки  вечно  пьян, с  худым, волчьим  лицом, но  добр, таскает  в  карманах  конфеты, раздаёт  их  детям. 
 Важно  едут  лифты, везут  вас  на  верхний  этаж – к  болгарке, гадающей  на  картах, и  дальняя  дорога, что  выпадет  вам, вряд  ли  осуществится. 
 А  певица  умерла  давно. Пухлый  такой  бутуз, родившийся  в  год  её  смерти  и  названный  в  честь  неё, глядит  в  окно  и  жадно  ждёт  лета. 
  Синевой  соболиной  мерцает  зима, сметанные  скрипят  дорожки, и  дом  живёт, спит, вбирает  чьи-то  тайны, и  множеством  окон  глядит  на  льющуюся  везде – окрестно – жизнь. 
 
 В оглавление 
 
 
 В  СУЗДАЛЕ 
 
  
  
(стихотворение  в  прозе)
  
 Город – когда  уже  проехали  ополье, 
ополье, отливающее  опалом, ласкающее  язык – начался  незаметно, течением  тихих  улочек  с  одно-  и  двухэтажными  домами; но  древние  храмы  возникли  скоро, строгие  и  белые, равнодушные  к  едущим  и  едущим, праздным, фотографирующим. Город  возник  сразу, и  раскрылся  тяжестью  монастырских  стен, экскурсиями, густейшим  звоном, колышущим  воздух – и  даже  вороны  молчат, пока  плывёт  этот  звон. 
  Пирожки  с  капустой, купленные  у  шумной  бабки, были  вкусны, а  солёные  грибы  и  огурцы, предлагаемые  повсюду, брать  не  стал. 
  Вот  площадь  перед  Гостиными  рядами, крупные  камни, белые  стены  зеленоглавого  собора, и  завитки, запятые  листьев  под  ногами  на  асфальте – осень, осень… 
 
 В оглавление 
 
 
 
 «КРЁСТНЫЙ  ОТЕЦ» 
  
 
(стихотворение  в  прозе)
  
  Фильм, сочно  и  смачно  вынутый  из  реальности – так, что  мускульное  натяжение  жизни  пульсирует  тугими  толчками, точно  передавая  все  нюансы  той  яви. 
  Стильность  конца  сороковых, но  ретро  действительней  настоящего, окружающего, знакомого. 
  Галерея  лиц – нет, вовсе  не  колорит  итальянских  масок, но  калейдоскоп  персонажей из  плоти  и  крови – и  кровь  эту  охотно  проливающих, раблезианские  типажи – Лука  Брази, Салоццо. 
  Грустная  музыка, омывающая  мозг. 
  Психологические  лабиринты; и  человек, находя  себя, теряет  себя  же, и  герой  войны  Майкл  Корлеоне  превращается  в  чудовище, превращается, всего-то  лишь  решив  защитить  отца: вот  он – выбор, загоняющий в  ловушку: надо  стрелять. В  человеке  быть  может  изначально  таился  изъян? Коррозия  подспудно  разъедала  душу? Или  с  жизнью  что-то  не  так? 
  Итальянские  пейзажи – выжженная  солнцем  трава, белые  козы, и  город  в  горах – будто  вырубленный  из  камня, и  собор, занимающий  половину  города, и  все  мужчины  погибли  в  результате  вендетты. 
  Белые  улицы. 
  И  музыка, музыка… 
 
 
 В оглавление 
 
 
 ДАВНО  НАСКУЧИЛО… 
  
  
(стихотворение  в  прозе)
  
  Старые, любимые, давно  наскучившие  книги; книги, изменившие  состав  крови, своей  метафизикой, содержанием  текущие  в  крови, вновь  и  вновь  манящие  белым  снегом  страниц  с  чёрными  следами  букв. 
  Воздух  жёлто-медовый, непрозрачно-прозрачный, колокольни  в  определённый  час  сочащиеся  звоном  скорби; старые  особняки, облицованные  могильными  плитами, девочки – неулыбающиеся  наследницы  разорившихся  древних  родов, плетущие  погребальные  венки… 
  Реки, текущие  в  никуда, и  заросли  травы, коснись  которых – и  прошлое  замелькает  пёстрым  калейдоскопом. 
   Старые  старые, любимые, надоевшие  книги… 
 
 
 В оглавление 
 
 
 СМОТРЕТЬ 
  
  
(стихотворение  в  прозе)
  
  Визуальная  сторона  мира! – роскошь  и  печаль – невозможность  вглядеться  в  суть  вещей. Окно  в  коммуналке, и  ребёнок  смотрит  на  белое, мятущееся  и  нежное, и  ветви  деревьев  преображаются  на  глазах, отягощённые  пышными  гирляндами…Взрослый, идущий  сквозь  зимний  вечер  домой  не замечает  чересполосицу  темноты  и  света, и  волшебство  пёстрых  огней  кажется  ему  слишком  знакомым  для  ощущения  волшебства. 
  Можно  ли  углублять  зрение? 
  Старинный  буфет, пышно  украшенный  резьбой, не  откроет  своей  сути, хотя  и  кажется  старым, добрым  ворчуном. 
  Не  устаёт  ли  сетчатка? Всё  новые  и  новые  улицы, дворы, храмы, облака, реки – старые, давно  знакомые, милые… 
  Вглядись  в  темноту  внутри  себя, закрой  глаза, ощути  световое  мерцание души, и – измени  свою  жизнь. 
 
 
 В оглавление 
 
 
 
 
 ШПИОН 
  
  
(стихотворение  в  прозе)
 
 
 
  
 Он  лежал, уткнувшись  лицом  в  окат  стога, и  видел  переплетение  мёртвых  травинок, а  лес  чернел  за   спиною. Он  прятал  парашют  в  землю, и  вот  теперь, полгода  спустя, сидя  за  мраморным  столиком  кафе  и  потягивая  черносмородинную, он  глядит  на  узкую  мощёную  улочку, что  выводит  к  собору, и  знает, что  через  три  дня  город  будут  бомбить; он  помнит  коридоры  учреждений, всю  сумму  разговоров  и  действий, микрофильм  и  неслучайные  рукопожатия, и  спокойно  потягивает густой, пьянящий  напиток  зная, что  его, рывшего  носом  метафизическую  землю, завтра  уже  не  будет  в  обречённом  городе. 
  
 В оглавление 
 
 
 
 
 ЧИТАТЬ 
  
  
(очерк) 
  
 Я  всегда  с  трудом  мог  анализировать  собственные  ощущения, не  зная  толком – нужен  ли  вообще  такой  анализ, и  возможно  ли  перевести  в  слова  тончайшие, порой  еле  очевидные  мозгу  движения; я  не  могу  ответить, чем  была  для  меня  детская  страсть  к  чтению. Хотелось  читать – и  всё  тут! 
  Своеобразные  ли  страх  перед  действительностью, выраженный  таким  образом? Своего  рода  эскапизм, удобное  бегство  туда, где  Дон  Кихот  или  Швейк  становились  много  реальнее  школьных  учителей  и  оценок? Или  же  сквозь  текст, растворявшийся  на странице, дабы  проступили  великолепные  виды  и  образы, просвечивала  другая, не  нашей  чета, реальность? Реальность, где  всякое  могло  случиться, и  где  линейное, лобовое  решение  было  вовсе  не  единственно  возможным. Так  или  иначе, теперешняя  взрослая  попытка  препарирования  тогдашней  страсти  вряд  ли  приводит  к  чёткому  ответу. Вероятнее  всего  он – этот  ответ – соберётся  из  множества  предположений, с  добавлениями  новых, взрослых  уже  истолкований  словесного  искусства, стихов  ли,  прозы. 
  Но, вероятно – в  кресле  иль  на  диване, в  дачном  гамаке  или  столичной  квартире – с  книгою  я  провёл  большую  часть  своего  детства; большую – учитывая  сегодняшние  пропорции  воспоминаний. И  то, что  страсть  к  чтению  возникла  во  мне  подоплёкой  заурядной  болезни – простуды  ли? Ангины? – вовсе  не  окрасило  её, страсть  эту, в  болезненные  тона. 
  Итак, на  кровати, весьма  обширной, посреди  коммуналки, чьи  потолки  превосходили  мои  тогдашние  фантазии, оправившись  от  температуры, но  не  от  слабости, я  оказался  один  на  один  с  цветущим  миром  Гоголевских  текстов, и  сорочинская  ярмарка  впустила  меня  в  свой  миф, перенасыщенный  яркими  подробностями. Мир  за  окошком  поблек, и  ушёл  куда-то, а  страницы  засверкали  фейерверком  слов. Обширные  школьные  классы, замирающие  при  падении  учительской  интонации, чреватой  для  многих, перестали  казаться  реальностью, а  хорошие  оценки  за  нечто  вызубренное  потеряли 
 притягательную  силу. 
  А  было  мне  лет  девять  или  десять – то  есть  довольно  много  для  первого, пусть  и  стремительного  погружения  в  литературу, и  выучился  читать  я  поздно, и, что  называется, из-под  палки ( помню  отца, чрезвычайно  мягкого  человека, вдруг  закипающего  недовольством  от  моей  бестолковости, когда  я, склоняясь  над  Чёрной  курицей  Погорельского  никак  не  мог  уловить  тайные  связи  слов.). 
  Думал  ли  я  тогда, зачитавшись  Гоголем, что  шлифую  иль  развиваю  душу? Думал  ли, что  становится  иной? Или – что  вряд  ли – получает  увечье? Не  увечье, конечно, а  прививку  против  обыденности, слишком  вторгавшейся  даже  в  детскую  жизнь. Едва  ли  я  думал  вообще  о  чём-то – просто, захваченный, следил  за  великолепной  панорамой, вдруг  развернувшейся  передо  мною. В  волшебном  калейдоскопе  менялись  Ярмарка, Ночь  перед  Рождеством, Нос, Коляска; и  эта  самая  пресловутая  обыденность  никак  не  хотела  возвращаться  в  объектив. 
 Да, конечно, потом, по  мере  расширения  читательских  пристрастий, я  всё  более  выпадал  из  повседневных  дел, чувствую  неимоверную  разницу  между  тем, что  предлагали  книги  и  будничным  ассортиментом. Или  так  проявлялась  тоска  по  совершенству, едва  ли  возможному  вне  строк, вместе  с  ранней  какой-то  ущемлённостью  мороком, иллюзорностью  яви? 
Страдал  ли я  оттого? Или  возможность  расплакаться  над  Гамлетом  тоже  своеобразный  дар, объяснимый  с  трудом  даже  и  взрослым  мозгом? Так  или  иначе, ощущается, сперва  слегка, потом  даже  и  до  чрезмерности – утончение  души, не  очень, наверно, важное для  существования  среди  физических  тел, но, может  быть, необходимое  для  будущей  яви, которая – провалами  ли, снами, мечтами – с  детства  потаённо  входит  в  ум, деформируя  или  углубляя  его. 
  На  определённом  уровне  читающий  человек  начинает  считать, что  человек  вообще – сумма  прочитанных  книг. Это  не  так. Скорее  человек – сумма  того, что  он  любит – в  широком  смысле; да  и  вообще  человек, пожалуй, своеобразная  сумма  сумм. Не  стоит  переоценивать  книгу, но  упаси  вас  Бог  недооценивать  её. В  современности, заполненной  чудовищным  количеством  книжных  муляжей – в  книжных  магазинах  с  километрами  полок, забитыми  тем, что  мало  отличается  от  ширпортреба  супермаркетов – книга  потеряла  сакральное  значение, ибо  несмотря  на  разницу  между  реально  идущей, знакомой  нам  в  ощущениях  и  предпочтениях, удачах  и  срывах  действительностью и  книжным  роскошным  садом, дававшим  не  только  волшебные, но  и  священные  плоды, именно  этот  сад  связует  нас  с  прошлым , отягощая, с  обывательской  точки  зрения, знаниями. Именно  он  открывает  нам  будущее – так  как  плоды  оные  излучают  свет. И  именно  будучи  читателем  или  возделывателем  сада, мы  можем  наконец  понять, что  жизнь, которая  мнится  нам  ценной сама  по  себе, в  сущности  есть  повествование  о  пути – коротком  ли, долгом – к  некоему  пункту (хотелось  бы  сказать – конечному, что  невозможно  в  силу  бесконечности  движения) – к  некоему  пункту  назначения, который  откроет  смерть, и  за  которым, вероятно, появится  новый  путь –  а  повествование  о  пути  невозможно  провести  иначе, чем  через  книгу. 
 
 
 В оглавление 
 
 
 
Александр  Балтин  
 
Александр  Балтин – член  Союза  писателей  Москвы, автор  19-ти  поэтических  книг, свыше  280 публикаций  в  70  изданиях  России, Украины, Беларуси, Италии, Польши, США, лауреат  международных  поэтических  конкурсов, стихи  переведены  на  итальянский  и  польский  языки. 
 
 
Уже опубликовано:-   Клиническая смерть
 
 -  Помню  всех...
 
 -   Бабочка и смерть
 
 -   Рост  зерна
 
 -   МЕДЕЯ
 
 -  ПЕРЕЧИТЫВАЯ    'ПРЕСТУПЛЕНИЕ  И  НАКАЗАНИЕ'
 
 -   Наше прошлое: детские считалки 
 
 -  Профили на монетах 
 
 -  Нагорная проповедь 
 
 -  Тридцатилетняя война 
 
 -  Стихотворения в прозе 
 
 -  ВОЛШЕБНЫЙ МОЙ КИНЕМАТОГРАФ  
 
 -  Маленькая книга четверостиший  
 
 -  Ещё четверостишия 
 
 -  ОТКРЫТКИ  С  ВИДАМИ  ГОРОДОВ 
 
 -  Стигматы 
 
 -  МАЛЕНЬКАЯ КНИЖКА О КОТАХ И КОШКАХ 
 
 -  ЕЩЁ ОДНА МАЛЕНЬКАЯ КНИЖКА О КОТАХ И КОШКАХ 
 
 -  НОВЫЙ  ЧИЧИКОВ 
 
 -  Калужская книжечка
 
 -  Цена идеала
 
 -  ИТАЛЬЯНСКАЯ МОЗАИКА: Римские мотоциклисты 
 
 -  ИТАЛЬЯНСКАЯ МОЗАИКА: МАЛЕНЬКИЕ РИМСКИЕ ЭЛЕГИИ
 
 -  Картины первой мировой
 
 -  Волшебное наследство
 
 -  ВИЗАНТИЙСКИЕ  ХРОНИКИ
 
 -  Флаги в пыли
 
 
 
 
   (: 0)  Дата публикации: 19.12.2008 19:23:15 
  
 [Другие статьи раздела "Балтин Александр"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]
 |