FoxЖурнал: Интернет:
ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖКИ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
Автор: Егор Сорокин
Если вы думаете, что работа по созданию и дальнейшей поддержке корпоративного сайта отличается от создания и поддержки домашней странички только тем, что текст перед помещением на сайт прогоняется через спелчекер, и отсутствием нецензурных выражений - вы сильно ошибаетесь.
Большие глупости большой компании
Говоря о работе веб-мастера в корпоративных условиях, уместно будет вспомнить поговорку о малых и больших детках. Пока сайт маленький (как по размеру, так и по количеству посетителей), забот с ним не очень много. Но как только он становится неотъемлемой частью бизнеса компании, спокойная жизнь кончается. Все проблемы, которые возникают у веб-специалиста при ведении больших корпоративных сайтов, можно разделить на проблемы технического плана и последствия заинтересованности разнообразных подразделений компании в его корректном (с их точки зрения) функционировании. Как показывает мой личный опыт и общение с товарищами по цеху, последнее - главная сложность. С нее и начнем.
На практике редко бывает так, что специалист (в нашем случае веб-мастер, -дизайнер, -программист) в большой компании сразу начинает заниматься серьезной и ответственной работой. Для многих это и к лучшему, так как на практике работа над большим веб-проектом отличается от создания домашней странички имярека как домашнее видео от голливудского боевика. Различия - как в способе принятия решений и ответственности за них, так и в перечне разнообразных специальностей и навыков, которые приходится осваивать и приобретать "на лету". Руководство, находясь в сладком плену стереотипа "всем Интернетом в компании может заниматься один человек", захочет получить все в одном флаконе. Так что если вы дизайнер, не удивляйтесь, если вас вежливо попросят написать часть текстового содержания сайта, пару слоганов и позаниматься Интернет-маркетингом.
Вот перечень основных специальностей, связанных с веб-сайтом, и соответствующая область компетенции:
# веб-мастер - HTML-верстка;
# веб-дизайнер - разработка стиля и отрисовка графики для сайта;
# веб-программист - написание программных модулей, использующихся на сайге (например, он-лайн магазин);
# веб-маркетолог - маркетинг веб-проекта, маркетинговая вычитка материалов;
контент-девелопер - написание и переработка материалов для сайта, вычитка "чужих" материалов перед их помещением на сайт,
# веб-администратор - поддержка работоспособности веб-сервера как программно-аппаратного комплекса и вопросы безопасности.
Согласуйте круг ваших обязанностей
Вы хотите заниматься всем этим за одну зарплату? Если нет, то давайте подумаем, что можно сделать для нормализации ситуации. А ситуация нормальна, когда компания получает пользу, сайт функционирует корректно, а веб-специалист занят своим делом. Прежде всего, следует обязательно оговорить точный круг ваших служебных обязанностей и уточнить, кому и в чем вы подчиняетесь. Это правило, конечно, применимо к любой профессии, но если ваша работа связана с Интернетом, обратите на это особое внимание. Руководителей, представляющих себе круг обязанностей вебмастера, очень немного. Если вам удастся получить на руки письменный вариант ваших конкретных обязанностей - считайте, вы сделали большую половину дела. Да, и не забудьте оговорить в этом списке вопросы авторских прав на все созданное вами. (Вдруг вы изобретете новый тетрис?) ;)) Укажем на еще одни "грабли" корпоративного веб-мастеринга. Представим себе, что к вам как к веб-мастеру прибегает сотрудник отдела продаж и просит разместить на заглавной странице сайта баннер компании-партнера, но в ответ слышит ваши возражения (баннер "нестандартного" размера, весит 20 килобайт, нарисован ужасно, трафик партнерского сайта в 100 раз меньше вашего и т.д..). Кто виноват и что делать? Пока вы не будете иметь на руках точного списка ситуаций, в которых вы можете наложить свое вето, или, по крайней мере, не достигнете устного взаимопонимания с начальством и коллегами, вы будете частенько сталкиваться с неприятностями подобного рода.
В этой статье я не буду касаться чисто психологических аспектов взаимоотношений веб-мастера с другими сотрудниками компании, а лишь приведу примеры действий, которые смогут облегчить ему жизнь. Вы приступаете к созданию сайта. Чтобы не вступать в не нужную ни вам, ни остальным сотрудникам компании полемику о том, как принято, а как нет строить корпоративный сайт, поступим совсем просто. Выберем из сайтов компаний, занимающихся той же отраслью бизнеса, что и ваша, несколько всемирно признанных лидеров и присмотримся к их сайтам повнимательнее. Ни в коем случае не пытайтесь делать точную копию (или даже подобие) ваших любимых сайтов, просто пригладитесь к закономерностям. Возьмем, к примеру, лидеров индустрии - Microsoft, Intel. IBM. HP и 3COM. Хотя бы на одном из этих сайтов вы нашли фон подложки, отличный от белого?
Также не следует забывать о том, что посетителями сайта вашей компании в основном являются ее потенциальные клиенты (совершенно разные люди). У них могут быть абсолютно противоположные пристрастия к цветовому решению сайтов, к текстовой стилистике, к использованию современных технологий, таких как Flash. У них могут быть разные броузеры, разные мониторы и много других различий. Согласитесь, будет нехорошо, если потенциальный клиент уйдет к конкуренту лишь потому, что он не хочет качать очередное дополнение к броузеру, или потому, что от яркого цветового решения заглавной страницы у него зарябит в глазах. Единственный способ избежать подобных неприятностей - это быть как можно нейтральнее во всех проявлениях. Естественно, есть некоторые категории сайтов (в основном, имиджевые), к которым подобный подход неприменим (пример - студия веб-дизайна).
Кто нам мешает - тот нам поможет!
Материалы для сайта обычно поступают из разных источников (отдел маркетинга, PR, отдел продаж, и т. а) и в очень разнородном (по стилю текста, оформлению и формату файлов) виде. Придется потрудиться, чтобы упорядочить этот поток. Поговорите с коллегами - возможно, им совсем несложно соблюсти определенные правила предоставления материалов, которые сильно сократили бы их путь до веба.
Во-первых, нужно приложить все силы для того, чтобы материалы поступали к вам в "цифровом" (небумажном) виде. Во-вторых, все материалы должны быть стандартизованы. Например, запрос на изменение информации на определенной странице должен содержать ее URL (а не расплывчатое описание ее примерного местоположения на сайте), точное описание вносимых изменений, срок и приоритет задачи. В-третьих, требуйте как можно более точного описания поставленной задачи. Начальство все равно внесет свою корректуру в итоговый вариант, но вам хотя бы не придется переделывать все от и до. Не менее важно постоянно уделять внимание увязке дизайна, структуры и наполнения сайта со стилем компании. Поговорите с начальством и выясните, есть ли стиль как таковой, каковы особенности этого стиля и где предел вашей самостоятельности в вопросах его применения. Например, может ли логотип компании быть нарисован в градациях серого цвета и т.п. Помимо графики, просмотрите официальные текстовые материалы (пресс-релизы, рекламные проспекты) компании на предмет их стилистической идентичности с содержанием сайта (в частности, насколько язык официален, литературен, допускается ли применение таких элементов, как смайлики, на ТЫ или на ВЫ идет обращение к читателю и многое другое).
Следите за соседями!
Еще одним трудным моментом ведения большого корпоративного сайта является достаточно большое количество разнообразных ссылок на него с других сайтов (друзья, партнеры, тематические каталоги, поисковые системы и т. в). В качестве ссылок могут выступать блоки текстовой информации о вашей компании и ее продуктах, и даже целые страницы, посвященные вашей компании (последнее часто практикуется на сайтах партнеров). Трудность состоит в том, что, во-первых, такие ссылки иногда размещаются без вашего ведома (например, новостные сайты), а во-вторых, как только их количество превышает 20-30, следить за ними становится проблематично. Следить же за ними нужно регулярно, так как они могут содержать устаревшую информацию.
Создайте табличку, содержащую следующие поля: URL сайта, URL страницы со ссылкой на вас, ФИО и координаты человека, реально управляющего сайтом, ФИО человека принимающего решение об изменении информации на сайте (если это не одно и то же лицо), тип ссылки (раздел, текстовый блок, баннер, кнопка и т. д.) и дата последнего изменения информации. После этого вам придется лишь раз в месяц пробегать по всему списку и проверять все ссылки на корректность. Подобного рода списки могут пополняться как вами или написанной вами автоматикой из referrer-log'a, так и другими сотрудниками компании (либо через вас, либо через специальную форму).
Если уж мы заговорили о логах, будет нелишним упомянуть об их коммерческой роли. Да, да - именно коммерческой! В качестве примера приведу компанию, в которой работаю сам. Особым вниманием отдела корпоративных продаж компании пользуется отчет о посещаемости соответствующего раздела на наших сайтах. Я регулярно составляю отчеты по обращениям к нашим сайтам с определенных доменов (крупные потенциальные клиенты, конкуренты). Все это реально влияет на процесс принятия решений различными подразделениями компании.
Егор Сорокин
(: 0) Дата публикации: 29.09.2005 18:26:22
[Другие статьи раздела "Интернет"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|