Электронная коммерция: Библиотека статей: Обозреваем окресности E-commerce РУнета:
КЛАССИФИКАЦИЯ САЙТОВ
Автор: С. Гевлич
Интернет похож на огромный зоопарк, где полным-полно невиданных зверей, причем все эти звери - прямые потомки хамелеонов, которые умеют менять не только окраску, но форму и прочие отличительные признаки. Мутации в этом зоопарке происходят с удивительной быстротой. С каждым днем количество сайтов непрерывно растет и напоминает ситуацию со снежным комом, который в своем движении захватывает больше и больше снега и в итоге превращается в лавину.
Для того, чтобы не потеряться в многообразии чего-либо, человек придумал хороший способ различать предметы - классификация. Все, что в мире нас окружает и чему есть название, классифицировано.
Очевидно, должна существовать и классификация интернет-сайтов, но поскольку наука об интернете еще не создана, позволю себе вольность вынести на суд читателей собственную классификацию с точки зрения причастности сайтов к процессу зарабатывания
денег, то есть бизнесу.
Первое, что напрашивается - разделение на коммерческие и некоммерческие сайты. Категория некоммерческих сайтов не очень интересна, лишь коротко остановлюсь на характеристике
сайтов этой категории. Некоммерческие сайты создаются по интересам, работа ведется, как правило, одним человеком - фанатом, целью создания является удовлетворение личных амбиций.
Пример: - персональные странички, посвященные собственной особе ("Моя семья"); - странички, посвященные собственному хобби (коллекционированию, программированию, путешествиям, музыке, животным); - публикация на сайте собственных статей, работ,
которые не были опубликованы в обычных печатных изданиях. Иногда некоммерческие сайты "обрастают" авторами, пишущими для этих сайтов, их аудитория становится интересной для рекламодателей и "пиарщиков", тогда эти сайты становятся коммерческими в чистом виде.
Коммерческие сайты создаются с целью получения прямой прибыли, либо стимулирования получения прибыли в реальном бизнесе. Создаются они по заказу, хотя не исключено участие в работе фаната (в этом случае существует опасность, что Ваши цели в определенный момент могут разойтись, тогда он в лучшем случае бросит начатое).
Итак, обозначим два основных сегмента бизнес-сайтов - это сайты, стимулирующие продажи в Реальном бизнесе и сайты, ориентированные на Виртуальный бизнес. Под Реальным бизнесом я понимаю такой бизнес, который может вестись и ведется без использования Интернет. Источником извлечения прибыли является заключенная сделка или акт купли-продажи.
Сайт в этом случае выполняет функции стимулирования продаж или расширения круга потенциальных клиентов:
- Реклама компании или продукта. Сайт - одно из средств рекламы, символ престижа, обеспечивает возможность установления новых деловых контактов;
- Информационная поддержка продукта. С помощью Интернета (самое оперативное и дешевое средство доставки информации) обеспечивается предпродажный и послепродажный информационный сервис, прием заявок на обслуживание, консультации специалистов. Интернет обеспечивает возможность установления контакта с клиентом 24 часа в сутки без перерывов и выходных;
- Реализация товара или услуги через сеть. Интернет обеспечивает рекламу, информационное обслуживание, заказ и оплату товара.
Различается два вида интернет-магазинов: торгующие реальным и виртуальным товаром. Виртуальный товар - это информация, либо услуга, получаемая на сайте в момент оплаты. Торговля реальным товаром требует наличия механизма доставки товара, защиты от
недобросовестных покупателей, а так же защиты покупателя от недобросовестного продавца.
Виртуальным, назовем такой вид бизнеса, ведение которого невозможно без существования Интернета и который производит особый продукт - стимулирование продвижения сайтов (управление вниманием целевой аудитории). Если услугами сайта данной категории воспользуется сайт категории реального бизнеса, то можно сказать, что произошло "стимулирование стимулирования продаж в реальном бизнеса".
Отступление: Напрашивается аналогия с математикой. Если продажи - это f(t),
тогда стимулирование продаж - это производная f"(t), а "стимулирование стимулирования"
- это вторая производная f""(t) J.
Выделим две основные категории сайтов виртуального бизнеса:
- Торговля (целевой) аудиторией. Сайты, предлагающие бесплатные услуги, привлекают большое количество посетителей. Компании, делающие реальный бизнес в Интернет, оплачивают рекламу на таких сайтах;
- Информационная площадка. С помощью сайта, субъектам реального рынка предлагается новый качественный уровень информационного взаимодействия. Владелец сайта получает прибыль с операций, совершаемых на сайте. Можно попытаться расширить и углубить данную классификацию или ввести классификацию по другим признакам, но это уже тема отдельной статьи (а может быть научной работы?). В следующий раз мы начнем рассматривать основы интернет-маркетинга, а именно - модель поведения клиента (посетителя сайта).
[Другие статьи раздела] [Другие разделы библиотеки] [Главная страница E-Commerce]
|