FoxЖурнал: История очевидцев:
СТАТЬЯ, ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Автор: Шамшиев Болотбек Толенович
На вопросы корреспондента отвечает Болотбек Толенович Шамшиев:
Кор. – Болот Толенович, почему вы только сейчас решили опубликовать свою статью о знаке Манаса? Я слышал от вас многие положения этой статьи еще в 80-х годах.
Б.Ш. (улыбается) – Ну и память у вас! Эту статью я писал, может быть, всю жизнь. Я знал, что эпос «Манас» – великий эпос, но о такой древности и величии не догадывался. Потом не хотелось без серьезных доказательств выступать в печати. Возможно, я уже старомодный человек, которому не все равно, что он пишет. Я имею в виду меру ответственности.
Кор. – Какую реакцию вы ожидаете от республиканской общественности? Не боитесь недругов, которые могут использовать спорные моменты вашей теории и начать кампанию против вас?
Б.Ш. – У меня нет врагов, потому что я никому ничего плохого не делал. Другое дело завистники. Даже те, которые обладают властью и могуществом. Но на них у меня нет времени. Слишком много запланированной работы на несколько лет вперед. Я уже не первой молодости и мне надо многое успеть. Что касается реакции общественности, то я жду одного – субсидирования государством и заинтересованными лицами исследований по генезису эпоса «Манас» и кыргызского народа. Дальше тянуть, скупердяйничать в общенациональном масштабе нельзя. Мы на пороге величайших открытий в пустыне Такла-Макан и окаймляющих эту территорию горных системах.
Кор. – Вы говорите, что не хотите никакой политики. Но наверняка найдутся люди, которые захотят использовать вашу теорию в политических целях. Что вы на это скажете?
Б.Ш. – Увы, человечество не может развиваться без противоборства. Возможно, кто-то захочет откопать под стометровыми барханами свою историю, более древнюю, чем египетская и шумерская, а кому-то это естественное желание будет не по нраву. Я надеюсь на благоразумие современных политиков. Ведь под песчаными горами Такла-Макана может лежать доарийская цивилизация атлантов.
Кор. – Вы верите в теорию Блаватской?
Б.Ш. – «Верить» не то слово. Нам нужны факты, но они под песками гигантской пустыни. Не забывайте, Шумер тоже был откопан под чистым песком в абсолютно безводной местности.
Кор. – Ваша разгадка знака Манаса не повлияет на равновесие религиозных конфессий в республике?
Б.Ш. – Сегодня не думаю. Чтобы та или иная теория начала активное воздействие на общество понадобится как минимум двадцать-тридцать лет. Через двадцать-тридцать лет весь земной шар серьезно изменится, так как стремление к чистой унитарной вере повсеместно. Мой голос – один из миллионов будущей старой, но чистой веры. По настоящему справедливой и необходимой человечеству. Наверное, это вопрос выживания человеческой расы.
Кор. – И что, это будет манасианская религия?
Б.Ш. – Я не обижаюсь на вашу иронию. Разве своей статьей я даю повод думать обо мне, как о религиозном кликуше? Отнюдь. Я вполне светский человек, но как исследователь могу предположить, что глобальные процессы, начавшиеся в современном мире, могут привести к непредсказуемым событиям, в результате которых может родиться глобальная унитарная религия. Не надо забывать про глиняную табличку из Шумера, хранящуюся в Берлинском музее. На ней много тысяч лет тому назад наши древние прапредки – эрьи изобразили нашу Солнечную систему с девятой планетой Плутоном. Нынешняя цивилизация обнаружила Плутон только в 1934 году (!) То есть не все так однозначно, как мы думаем.
Кор. – Извините, пожалуйста. Не обижайтесь. Мой вопрос был без всякой подковырки. Вы меня и вправду заинтриговали своими загадками-разгадками. Теперь обязательно возьму «Манас» и почитаю, вдруг я тоже сделаю какое-нибудь открытие!
Б.Ш. – Похвальное желание. Для пытливого человека даже знакомая книга при новом прочтении может принести радость открытий. Не говоря о загадочном Манасе, величайшем творении человечества!
Кор. – Болот Толенович, можно я вам выскажу упрек? Вы же человек достаточно сдержанный и не страдаете неадекватностью оценок? Почему когда речь заходит о «Манасе», вам изменяет чувство меры?
Б.Ш. – Тут вы не правы. Я волен давать любого уровня оценки. Если я ошибаюсь, время поправит.
Кор. – И последнее. Вы что, серьезно считаете киргизов арийским племенем?
Б.Ш. – Я, так же как и вы, задаю себе подобный вопрос. Но, как видите, факты – упрямая вещь. Аргументы в пользу арийского происхождения киргизов убийственны. Между прочим, в начале 50-х годов экспедицией Академии Наук СССР на территории нашей республики были произведены антропологические замеры. Я смотрел таблицы и, честно признаюсь, ничего в них не понял. Хотя некоторые выводы ученых до меня дошли: киргизы на 65-70% по сравнению с монголами являются ариями. Не исключено в будущем, когда у киргизов возьмут анализы ДНК, то мы можем оказаться ближайшими родственниками каких-нибудь немцев из-под Потсдама или англичан из графства Уэльс. Возьмите северокавказскую народность осетинов (аланы). Мы и без анализа ДНК можем назвать их ближайшими родственниками. Вдумайтесь, как они себя называют: АС-Отами! Дети АС-ОТА! (АС-Атанын балдары)! Короче, они такие же, как наши «азыки», проживающие в Кемине.
Кор. – Может нам попроситься в Евросоюз?
Б.Ш. – Ну вот, началось. Я же говорил, давайте поменьше политики. Хотя, понимаю, на людской роток не накинешь платок. Если задуматься о цивилизационном пространстве, то наш регион, безусловно, входит в современную Ариана Вейо – пространство индоевропейских народов. Не надо забывать, что узбеки и казахи такие же, как и мы динлины, но, возможно, степные. Например, у узбеков и уйгуров процент арийности оказался выше, чем у нас. То есть во времена каракитаев они меньше нас смешались с маньчжурами (киданями). А казанские татары имеют вообще 90-95 % арийности.
Кор. – Извините, Болот Толенович, а наш разговор не попахивает расизмом?
Б.Ш. – Боже упаси! У нас беседа о КУЛЬТУРНЫХ ценностях, а не о том, что кто-то хуже нас и поэтому должен быть заключен в концентрационный лагерь. Потом 5-ти миллионный киргизский народ – единый и неделимый племенной союз бывших горных и степных динлинов (киргизы, русские, узбеки, уйгуры, татары и т.д.) – разве могут кому-нибудь угрожать? У основной массы нашего народа одна мысль. Манасианская! Как лучше обустроить нашу землю, страну Алла-Тоо. Манас, т.е. Жизнь – победоносная сила! Алла – Кудай, Святой Дух наших Божественных Гор, поможет нам, если в наших повседневных делах мы будем постоянно помнить о Разуме-Асе, Отце Космоса – Едином Боге Нашем!
Болот Шамшиев,
Кинорежиссер, Народный артист КР и СССР,
Лауреат Государственной премии СССР.
От редакции журнала "Русский Размах": В следующем выпуске журнала будет начата публикация произведения Болотбека Шамшиева "Загадка знака Манаса".
Вот, что пишет автор об этом произведении:
Предвидя некоторые вопросы, хочу сразу оговориться: никакой политики в моей гипотезе нет. Ниспровергать мировые религии не собираюсь. Не собираюсь также призывать киргизов поклоняться кресту, а русских называться, например, киргизами. Прошло много тысячелетий, и мир тысячу раз изменился. Мне было интересно найти свое объяснение знаку «крест», не дававший издавна мне покоя, а также слову «манас», существующему в санскрите и в топонимике Гималаев и Восточного Туркестана. Потом мне еще с первой публикации книги Абрамзона «Киргизы» запал в голову тезис о месте, якобы, прародины киргизских племен в Восточном Туркестане. Сегодня я пришел к мысли, что все кыргызские племена, в разное время отмеченные в истории (енисейские, алтайские, тянь-шаньские, алайские, памирские (мургабские, сары-кольские), куэнь-луньские, санджуйские, лоб-норские(?) и т.д.) являются автотохтонными, т.е. местными и никогда полностью (без остатка) не перекочевывали с одних гор на другие. Известно, что киргизы (и не только они) кочуют в основном по «вертикали» – из гор в долину и обратно, а не по кругу. Скорей всего, киргизские племена погибали и снова возрождались на своих местах, и по степени своего участия в мировом процессе иногда появлялись в исторических хрониках. Для подтверждения данного тезиса обязательно надо съездить к тибетским киргизам, развивавшимся последние три-четыре столетия изолированно от тянь-шаньских киргизов. Тем более, кажется, что в XIV-XVI веках они не перешли, как мы, в лоно цивилизованной, («упакованной» многочисленными обрядами и ритуалами) религии.
В отношении этнонима «кыргыз» я теперь склоняюсь к мнениям тех авторов, которые считают, что он произошел от слова «кыр» – хребет, гряда (гор). То есть огузы, живущие на хребтах гор: кыр-огуз, кыр-гуз, кыр-гыз. Согласно некоторым источникам, хорошо нам известные киргизские племена, например, солто, в 16 веке н.э. проживали по нашим меркам в крайне отдаленных местах, таких как Аксай, Арпа, Атбаши. Но это так кажется на первый взгляд. Если рассматривать Восточный Туркестан (всю таримскую котловину) как цивилизационный центр, то нынешняя Нарынская область для тянь-шаньских киргизов окажется самой близкой к этому центру. Так что все горы «Алла», окружающие таримскую котловину до Лоб-нора с юга и Саян с севера, возможно, в течение последних нескольких тысячелетий были заселены племенами горных динлинов, которых соседи называли одним общим именем – огузы, живущие на хребтах гор – кыргызы.
И еще. Мое объяснение знака «крест» и движение этого знака в истории цивилизации человечества раскрывает древнейшие корни ЕДИНОБОЖИЯ в России. Смею утверждать, что СВЯТОЙ КРЕСТ в России существовал задолго до так называемой христианизации Руси князем Владимиром. Русские, как и киргизы, являются хранителями ПЕРВОВЕРЫ и никогда не были язычниками-идолопоклонниками и, простите, не прыгали, как идиоты, целыми днями голыми через костры. Это все досужие выдумки невежественных (а может и недобрых) историофилов. Просто древнеарийский культ с помощью греков князь Владимир цивилизовал согласно требованиям того времени. Это было, скорей всего, политическое решение. Мода на государственном уровне существовала и в 10 веке. Вполне возможно, на разных витках русской истории тот или иной правитель, включая Петр Первого и сегодняшнего Путина, были озабочены «пробиванием окна в Европу». Можно теперь с уверенностью говорить, что святая вода в русских православных церквях, есть древнейший арийский (эрьский!) обычай, кстати зафиксированный на многочисленных каменных изваяниях – балбалах, от Тихого океана до Дуная. И набирали святую воду (по настоящему святую воду, а не сегодняшний эрзац!) древние русские монахи – манаси в Гим-АЛЛАях, из озера Манаса. И крестились они, макая два пальца в священную воду (старообрядцы были правы), глядя на величественную вершину Манаса – АЛЛАТЁРЬ – ГОРУ КРЕСТА! (Прошу не путать крест со свастикой. Свастика появится позднее, как стилистическое и смысловое развитие креста.) И несли боголюбы драгоценную воду в сосудиках за тридевять земель через небесные перевалы по своим хижинам, окропляя с ВЕРОЙ в СЧАСТЬЕ – БАГУ-БАКЫТ (БОГ) все для себя дорогое: членов семьи, близких родных, соседей по общине, жилища, пашни, домашний скот. Потому что, уважаемые читатели, МАНАС и есть ВСЕ ЖИВОЕ НА ЗЕМЛЕ ОТ БОГА НА НЕБЕ! Оомин-Аминь!
Биография
Шамшиев Болотбек Толенович
Кыргызская Республика
Шамшиев Болотбек Толенович родился 12 января 1941 года в г. Фрунзе
(ныне г. Бишкек) Кыргызской Республики в семье поэта и журналиста Толена
Шамшиева. Мать – Авина Мурзаходжаева, работала врачом, кандидат
медицинских наук.
Среднюю школу закончил в 1958 году в г. Фрунзе.
В 1959 году поступил в высшее учебное заведение – Всесоюзный
государственный институт кинематографии (ВГИК, Москва). Окончил в 1964
году с дипломом кинорежиссера.
С 1964 по 1990 гг. работал на киностудии «Кыргызфильм» режиссером-
постановщиком документальных и художественных фильмов. Осуществил
постановку 11 фильмов. Наиболее известные из них:
«Манасчи» (1965 г.) – Диплом 1-й степени на Всесоюзном
кинофестивале в Алма-Ате (1965 г.), Главный приз международного
кинофестиваля в Оберхаузене (Германия, 1966 г.);
«Чабан» (1966 г.) – 1-й приз Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде
(1967 г.), 2-й приз Международного кинофестиваля в Мангейме
(Германия, 1967 г);
«Выстрел на перевале Караш» (1968 г.) – 2-й приз Всесоюзного
кинофестиваля в Минске (1968 г.), приз «Горный орел» на Всесоюзном
кинофестивале в Алма-Ате (1970 г.);
«Алые маки Иссык-Куля» (1971 г.) – Удостоен награды на
Международном кинофестивале в Каннах (1973 г.), специальная премия
на Международном кинофестивале в Страсбурге (1973 г.), приз за
лучшую мужскую роль (Суйменкул Чокморов) и за лучший дебют
(Айтурган Темирова) на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси (1972 г.);
«Белый пароход» (1976 г.) – Главный приз Всесоюзного кинофестиваля
во Фрунзе (1976 г.), «Золотой альпийский родендрон» Международного
кинофестиваля в Тренто (Италия, 1976 г.), «Серебряный приз» на
Международном фестивале в Авелино (Италия), Госпремия 1977 г. и т.д.;
«Ранние журавли» (1979 г.) – 1-й приз Всесоюзного кинофестиваля в
Душанбе (1979 г.);
«Волчья яма» (1983 г.) – Отмечен наградами МВД СССР и МВД
Киргизии (1983 г.), чемпион кинопроката в СССР и за рубежом (1983-84
гг.);
«Снайперы» (1984 г.) – Приз им. Асанали Ашимова за создание образа
Алии Молдагуловой на кинофестивале стран Средней Азии, Казахстана и
Азербайджана (Чимкент, 1992 г.);
«Восхождение на Фудзияму» (1988 г.) – последний фильм, снятый
перед экономическим кризисом в кинопроизводстве Кыргызстана.
Автор сценариев почти всех своих фильмов.
Одни из последних кинопроектов: «Жертвоприношение странника» (1995
г.) и «Василий Манчаары» (по заказу правительства Республики Саха, 1996 г.).
Не были запущены в производство в связи с финансовыми трудностями в
Кыргызстане и Якутии.
Последние завершенные творческие работы: киноповести «Призраки
орехового леса» (1999 г.) и «Монстра-хата» (2002 г.). В настоящее время
ведется работа над киноповестью «Вовка» и сценарием документального
исторического киносериала «В когтях двуглавого орла» о народах Средней
Азии в 19 веке до и во время колонизации региона царской Россией.
Отмечен правительственными наградами:
Лауреат премии Ленинского комсомола Кыргызстана (1969 г.);
Юбилейная медаль (1970 г.);
Орден «Знак Почета» (1974 г.);
Орден «Дружбы народов» (1977 г.);
Лауреат Государственной премии СССР (1977 г.);
Народный артист Кыргызстана и СССР (1991 г.);
Орден «Манас» III-й степени (1996 г.);
Орден «Манас» II-й степени (2006 г.);
Почетные грамоты Верховного Совета Кыргызской Республики.
В течение 10 лет был депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
(1985-1995 гг.). Возглавлял частную киновидеокомпанию «Саламалик» (1989-99
гг.). Президент национальной федерации игры кёк-бёрю (разработанная
Б.Шамшиевым современная версия народной игры улак-тартыш). Автор и
постановщик массового театрального представления под открытым небом по
случаю празднования 1000-летия народной кыргызской эпопеи «Манас» в
г. Талас (1995 г). Автор и организатор первых в истории Средней Азии конных
скачек на 1000 миль от Ашхабада до Таласа, приуроченных к празднованию
1000-летия эпоса «Манас» (г. Талас, 1995 г.).
В настоящее время является советником по вопросам культуры
Президента Кыргызской Республики.
Женат. Имеет двоих детей. Не судим. К расследованиям
правоохранительных органов не привлекался.
(: 8) Дата публикации: 06.04.2006 18:18:29
[Другие статьи раздела "История очевидцев"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|