Ивлим.Ру - информация и развлечения
IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
  FOXЖУРНАЛ
Свежий журнал
Форум журнала
Все рубрики:
Антонова Наталия
Редактор сообщает
Архив анонсов
История очевидцев
Ищешь фильм?
Леонид Багмут: история и литература
Русский вклад
Мы и наши сказки
Леонид Багмут: этика Старого Времени
Виктор Сорокин
Знания массового поражения
Балтин Александр
ТюнингКлуб
Жизнь и её сохранение
Леонид Татарин
Юрий Тубольцев
Домашний очаг
Наука и Техника
Леонид Багмут: стихотворения
Библиотека
Новости
Инфразвук и излучения
Ландшафтный дизайн
Линки
Интернет
Костадинова Елена
Лазарев Никита
Славянский ведизм
Факты
Россия без наркотиков
Музыкальные хроники
ПростоБуряк
Анатолий Максимов
Вера
ПРАВовой ликбез
Архив
О журнале


  ВЕБ-СТУДИЯ
Разработка сайтов
Продвижение сайтов
Интернет-консалтинг

  IVLIM.RU
О проекте
Наши опросы
Обратная связь
Полезные ссылки
Сделать стартовой
В избранное!

  РЕКОМЕНДУЕМ
Doronchenko.Ru
Bugz Team


РАССЫЛКА АНОНСОВ ЖУРНАЛА ХИТРОГО ЛИСА













FoxЖурнал: Факты:

ДИСКРЕТНЫЙ ОБЗОР: ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Оглавление:







  • Гендерные отношения в бизнесе





  • Внедрение теории гендерных отношений в профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогов: опыт и проблемы







    Гендерные отношения в бизнесе




    Тренинг проводила тренер-консультант, специалист по корпоративной культуре Наталья Тумашкова.

    Для тех, кого смущает первое слово названия - на тренинге шла речь о том, как вести бизнес, учитывая половую принадлежность партнеров, собеседников, коллег.

    Как часто приходится слышать такие слова: <У нас в организации нет женщин, у нас есть только сотрудники!>. Реже - наоборот: <Даже если у нас не будет ни копейки, компания должна поздравить сотрудниц с 8 Марта, потому что мы прежде всего женщины> (из заявления финансового директора крупной торговой компании)

    Зачем мы поднимаем вопрос отношения полов в бизнесе?

    Даже если мы не говорим о существующем неравенстве полов при приеме на работу, неравенстве в оплате одной и той же работы в зависимости от пола сотрудника, гендерные отношения - тот вопрос, которого не избежать.

    В любой компании есть мужчины и женщины. И было бы неплохо понять:

    · чего мы ожидаем от сотрудников -мужчин и сотрудников -женщин?

    · чего ожидают сотрудники от руководителей-мужчин и руководителей - женщин?

    · что кажется плюсами и минусами в этих случаях? Как можно использовать эти плюсы и минусы?

    · успешные в бизнесе люди - как они пользовались своими <гендерными преимуществами> - и пользовались ли?

    · что понимание гендерных различий дает менеджеру по персоналу - и как он (она?) может использовать его в работе?

    Четких и однозначных ответов на эту тему нет.

    Протокол заседания

    В начале вечера Еленой Котельниковой была озвучена цитата из книги Светланы Айвазовой, которую раздавали участникам на прошедшем только что Гражданском форуме (а это подчеркивает, что гендерный вопрос стал действительно актуальным): <Гендер - это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности>.

    Наталья Тумашкова в начале тренинга не согласилась с этим определением, потому что у каждого человека есть свое представление о том, что такое гендерные различия.

    Чтобы прояснить эти представления, были набраны вопросы и ожидания от Клуба:

    1. Хочется узнать что-нибудь о женственности и мужественности в бизнесе

    (Наталья Тумашкова тут же вспомнила случай, когда ее пригласили в западную компанию прочитать лекцию сотрудникам о бизнес-имидже, сделав акцент на том, что необходимо чаще мыться)

    2. Как сделать отношения между разнополыми руководителями более эффективными для бизнеса?

    (например, как влиять на отношения двух руководителей подразделений, у которых общие задачи. При подведении итогов участники ответили на этот вопрос: никак. Руководители могут разобраться с этим вопросом только если сами этого захотят)

    3. Как себя вести с мужественными женщинами, которые не реагируют на мужские манипуляции и как вести себя мужественной женщине -руководителю с мужчинами -подчиненными?

    4. Можно ли на работе видеть в мужчине -мужчину, а в женщине - женщину?

    5. Нужно и можно ли формализовать эти отношения?

    ( было высказано мнение, что во многих организациях заранее проговаривают положение о запрете отношений между сотрудниками и в случае романа одного из сотрудников увольняют, в других же, наоборот, приветствуется семейственность.

    На вопрос: <Можно ли написать такую инструкцию?> одна из участниц горестно воскликнула: <Я могу даже принести такую инструкцию!>)

    6. Как гендерную энергию использовать в мирных целях?

    7. Как бороться с руководителем - сексистом?

    8. Что делать, если одну и ту же информацию руководитель по-разному воспринимает от сотрудника-женщины и от сотрудника-мужчины?

    9. Как одеваться в офисе? Нужно ли соблюдать правила и как их соблюдать?

    (Примеры участников и тренера: <У женщин есть некоторые преимущества в одежде. Вы можете носить и брюки, и юбку. Причем - как короткую, так и длинную, с разрезом и без.

    Причем важно, где этот разрез. Если Вы идете на переговоры - то, в зависимости от того, какое и когда Вы хотите произвести впечатление, Вы выбираете. Если, например, сразу надо захватить внимание собеседника, то разрез должен быть спереди. Если Вы хотите, чтобы в течение переговоров собеседник не отвлекался - разрез должен быть сзади, чтобы, уходя, Вы поставили большую точку>.

    <В двух известных мне организациях были прописаны инструкции по тому, что может, а что нет носить женщина. Вплоть до белья, длины юбки. Было даже учтено, что нельзя носить широкий пояс, так как он подчеркивает талию. В одном из офисов мне удалось остановить введение инструкции (я высмеяла ее, и руководитель стер ее из компьютера), а в другой уже успели это распоряжение вывесить!>

    <В одной западной фирме существуют очень жесткие требования на тему, как должен одеваться менеджер. Но обусловлено это тем, что их клиенты - люди из регионов, которые, как это ни странно, до сих пор плохо воспринимают женщину, например, в брюках. Требование носить юбку с закрытой коленкой, таким образом, обуславливалось менталитетом клиента>

    Наталья предложила к 8 марта устроить Клуб, на котором она готова прочитать уже имеющуюся у нее лекцию на эту тему, а Татьяна Михайличенко предложила имеющуюся у нее инструкцию про бизнес-вид).

    10. Есть ли что-то положительное в том, что мы такие разные?


    2 часть Клуба:

    Мини-тренинг

    Тренер разделила всех участников на 3 группы.

    1 группа должна была представить случай из бизнес-практики, в котором было бы показано, как ведут себя в бизнесе мужчины.

    2 группа должна была написать плюсы и минусы женщин и мужчин в бизнесе.

    3 группа - показать бизнес-ситуацию, в которой будет демонстрация, как ведут себя в бизнесе женщины.

    1) Первая группа показала сценку <Фрагмент совещания>, в которой участвовали руководители компании-мужчины и начальник отдела продаж - женщина.

    Основные фразы и диалоги вызывавшие восторг узнавания в аудитории:

    <Мужики, давайте быстренько решим вопрос, а то сауна ждет!>

    - Я думаю, что этот дизайн неудачен.

    - Александра, скажите, пожалуйста, какое у Вас образование?

    - Вы думаете, что Вы знаете это лучше, чем я, человек, который этим занимается 10 лет?!

    - Я поняла, что вы уже заранее приняли решение и я, наверное, здесь не нужна:

    - Вы уходите? А Вас что, этот вопрос совершенно не волнует?!

    В процессе анализа прозвучали такие мнения:

    <Мужчины демонстрировали свое превосходство!>

    <Начальника отдела продаж пытались спровоцировать на истерику>

    <Они как бы говорят: <Да, мы равны, ну не будь такой дурой!>

    <Они унижали ее, сомневаясь в ее профессиональной компетенции>

    <Женщина выступила достойно>

    <Да было же видно, что они все уже решили! Они хотели ее только в известность поставить!>

    <Александра не верно себя вела: она пыталась выиграть на их поле. Бизнес -мужское дело, и, чтобы выиграть, бесполезно 5 раз повторять одни и те же, пусть даже логичные, аргументы. Надо было их как-то удивить. Анекдот, что ли, рассказать!>

    <Надо было использовать как раз то, что они - мужчины, а она - женщина. Если бы она действительно, как собиралась сначала, заплакала - эта стая, которая собиралась ее травить, сразу бы разбилась на два лагеря. Кому-то стало бы стыдно, он бы стал утешать ее - и она бы могла добиться своего. Или другие какие-то чисто женские уловки>.

    Пример от участницы: <Когда меня однажды в очень серьезном споре спросили: <Ты что, дура, что ли?!>, я, вместо того, чтобы вцепиться в рожу, почему-то ответила: <Да, у меня есть такое качество!> И человек, с которым я спорила, был так поражен, что спор кончился!>

    2) Третья группа показала фрагмент <Утро рабочего дня> про коллектив, в котором единственный сотрудник - мужчина.

    Основные фразы, вызывавшие восторг узнавания аудитории:

    <Сережа будет делать вид, что он работает!>

    <Сереж, ну будь сотрудником, сходи за конфетами!>

    <Ну точно мой муж - что ни попросишь, одни отговорки!>

    <Опусти после работы письмо - тебе же за детьми не бежать!>

    <И почему ты не можешь это сделать после работы? Идешь налегке, сумок у тебя нет!>

    <А что, слабо купить конфет за свои деньги? Не разоришься же!>

    В процессе анализа прозвучали такие мнения:

    <Это просто желание стяжать мужское внимание хотя бы на работе!>

    <Женщины пытаются решать деловые вопросы 2 путями: кнутом (приказами и криком) и пряником (флирт)>

    <В таких коллективах всегда происходит смешение: мужчина воспринимается и как мужчина, и как сотрудник. И там, и там он оказывается в минусе!>

    <А вот если бы их было хотя бы двое, ситуация была бы совершенно другая!>

    В процессе обсуждения участницы группы сказали, что сначала хотели не вводить на роль мужчины участника группы - хотели весьма символично оставить пустое место, к которому бы все обращались.

    Также прозвучало мнение, что <он сам виноват, что с ним так себя ведут!>.

    3) После представления этих двух фрагментов и комментариев, что многие моменты очень знакомы всем присутствующим, а также после покаянной речи одного из участников, что он именно так и разговаривает с сотрудницами, а теперь понял свои ошибки и раскаялся, были приведены результаты аналитической работы 2 группы.

    Итак, Мужчины на работе

    Женщины на работе


    Плюсы:

    1. они принимают решения

    2. ориентируются на результат, а не на процесс

    3. берут на себя ответственность

    4. ставят цели

    5. более прагматичны

    6. женщины при них лучше выглядят

    7. они адекватнее воспринимают критику

    8. не подвержены влиянию женских сплетен

    9. у них выше сопротивляемость неприятным ситуациям

    10. <мужчина ест, спит, когда хочет>

    минусы:

    1. не берут ответственность, не принимают решений (здесь противоречие с пунктом 1 <плюсов>, но оно обусловлено личностью мужчины)

    2. не видят людей

    3. берут слишком много ответственности

    4. ставят цели, но плохо выполняют рутинную работу

    5. склонны к алкоголю

    6. <устраивают флирт без надежд>

    7. не любят женские сплетни - но только <потому, что у них есть свои, мужские>



    Женщины на работе
    Женщины на работе



    Плюсы:

    1. они веселее

    2. надежнее

    3. быстрее отходят

    4. более заботливы

    5. <героически не устают от монотонной работы>

    6. более креативны и интуитивны

    7. более лояльны к организации

    Минусы:
    они меньше думают о карьере

    1. они меньше думают о карьере

    2. эмоции могут заслонять дело

    3. в неожиданной ситуации они слабее

    4. декретные отпуска

    Гендерные шутки в процессе обсуждения:

    <- Девушки, ну, может, о вас немного напишем?

    - Нечего, давайте с вами покончим!>

    <- Да, действительно, женщины более лояльны, ведь шпионы все, в основном, мужчины!

    - Просто женщин в шпионы не берут!

    - Да нет, просто среди женщин раскрываемость меньше!>

    <Я сначала хотела пойти писать плюсы и минусы сама, а потом подумала: <А мужчина-то на что?! В конце концов, фломастер-то он удержит?!>

    <То, что мы получили - это мнение женщин, так как половина мужчин в процессе создания списка молчала, а половина усмехалась, но писала то, что диктовали женщины>

    Когда тренер предложила всем рассказать о выводах, которые ими были сделаны в процессе работы, прозвучали следующие ответы:

    1. <Иногда могут быть взаимоотношения с мужчинами и в бизнесе тоже>

    2. <Разговаривать с начальниками -мужчинами надо структурно>

    3. <Надо учитывать те игры, в которые играют представители противоположного пола>

    4. <Самое главное - дать возможность этим отношениям быть, потому что если создавать запреты, они выливаются в более гротескной форме и приводят к непредсказуемым последствиям>

    5. <В гендерных отношениях - огромный потенциал, в том числе и для бизнеса! И, чтобы он не разрушал, действовал в мирных целях, надо поставить цель работы, чтобы в отношениях люди четко ее осознавали>

    6. <Различия есть, и их надо использовать, в зависимости от ситуации>

    7. <Хорошо работает тот, у кого налажена личная жизнь и он не отвлекается.>

    8. <Самые плодотворные коллективы - смешанные!>

    9. <В этих коллективах должны правильно быть распределены функции и обязанности>

    10. <Я понял, почему женщины обижаются. Мир бизнеса заточен под нас, мужчин. И у женщин просто с нами неравный старт!>

    11. <Нужно определить, когда ты - женщина, а когда - профессионал. И уже исходя из этого, решать вопросы>

    12. <Гендерные отношения есть, и с этим невозможно ничего сделать!>

    13. <Не надо действовать по-мужски в этом мужском бизнес- мире!>

    14. <Надо перестать оценивать всех через свои фильтры!>

    Фразы участников:
    Сейчас я профи - и я профи. А когда мы потом в ресторан с тобой пойдем, ты и заплатишь!

    <Сейчас я профи - и я профи. А когда мы потом в ресторан с тобой пойдем, ты и заплатишь!>

    <На совещаниях мне всегда казалось, что мужчины издеваются. Сегодня я поняла, что, оказывается, они действительно так думают!>

    - Женщины чаще бывают более эффективными руководителями!

    - Это не только гендерная проблема. Я вот тоже часто смотрю, и думаю, что некоторые руководители работают неэффективно. Я бы сделал лучше!

    Тренинг незаметно перетек в Круглый стол, на котором обсуждались вопросы и частные случаи гендерных отношений.

    В заключение Круглого стола участники Клуба Юрий Матыс и Екатерина Шерман выступили с шуточным обращением, текст которого мы приводим:

    < - Уважаемые дамы и господа!

    - Ladies and Gentlmans!

    - Друзья и подруги

    - Коллеги и соратники:

    - Субъекты гражданского и уголовного права:

    - Братья и сестры:

    - Human beings:

    - Цивилизованные приматы:

    - Девочки и мальчики:

    - Бойцы:

    - Случилось так, что для занятий бизнесом в современном мире:

    - Нужно непременно быть мужчиной:

    - Или женщиной:

    - Это отчаянное положение касается многих из нас:

    - Поэтому мы хотим сделать сообщение:

    - Об удивительной роли половых различий:

    - В современном бизнесе:

    - Мы не являемся учеными -исследователями:

    - Но зато мы - участники процессов, происходящих в бизнесе:

    - А значит - бизнесмены:

    - И бизнесвумены:

    - В то же время мы - носители различных половых признаков:

    - Как первичных, так и вторичных..

    - Мы будем исходить:

    - Из нашего собственного опыта:

    - Как индивидуального:

    - Так и совместного:

    - Уникального:

    - И всеобъемлющего:

    - При этом мы исключим из рассмотрения:

    - Специфические виды бизнеса:

    - Эксплуатирующие сами половые различия:

    - И половые роли:

    - Мы сосредоточимся на бизнесе. Не построенном прямо на сексе и гендерных отношениях:

    - Допустив на время, что такой бизнес, может быть, все-таки существует:

    - Назовем бизнес мужским, если его название - мужского рода:

    - И женским - если название женского рода:

    - Бизнес с названием среднего рода назовем смешанным:

    - Мужскими бизнесами будут рэкет, хоккей, аппарат президента, банковский и туристический бизнес, фаст-фуд и тайм-шер:

    - Женскими - торговля, реклама, нефтяная промышленность, оборонка, ипотека, оптика и аптека:

    - Смешанные - образование, телевидение, радио и кино, а также множество разнообразных министерств и ведомств - бюрократы тоже ведь делают свой отнюдь не малый бизнес:

    - Каждый мужской бизнес мечтает овладеть максимальным количеством женских:

    - Каждый женский вступает в отношения с некоторым количеством мужских:

    - Смешанные бизнесы, не имея четкой ориентации, оказывают небескорыстные услуги и тем, и другим, а время от времени сливаются друг с другом:

    - Мужчины, работающие в женских бизнесах, отличаются повышенной впечатлительностью, робостью и любовью к роскоши:

    - Женщины мужских бизнесов строги, рациональны и чаще обычного носят брючные костюмы:

    - Мужчины и женщины смешанных бизнесов вынуждены развивать в себе гомосексуальные наклонности:

    - Достаточно вспомнить о <голубом экране>, о взгляде через пресловутые <розовые очки>:

    - Женский маркетинг отличается от мужской рекламы столь же сильно:

    - Как лесбийское кино от гомосексуального радио:

    - Телекомпания, получающая материальную помощь от газового концерна, осознает, что с ней будет, если она перестанет удовлетворять своего патрона и его вышестоящих товарищей:

    - Хоккейный клуб, отдавшийся нефтяной компании, вынужден наносить ее имя на грудь и спину своих игроков, дабы отличить их от самцов, посвященных другой знатной даме:

    - Фаст-фуд, открывшийся рядом с аптекой, посылает к ней своих клиентов за антацидом и слабительным:

    - Аптека, обслужив клиента, отправляет его обратно - таблетки надо ведь чем-то запивать:

    - Команда <Спартак> всегда будет выигрывать у команды <Динамо>, поскольку футбол - мужской бизнес:

    - И смешанному <Динамо> нужно сменить название. А уж потом думать о победе:

    - Милиция не может победить преступность:

    - А вот правоохранительные органы отлично справляются с любым отдельно взятым преступником - их больше, и название у них гораздо сексуальнее:

    - Президент легко подчиняет своей воле бесполое правительство:

    - С Государственной Думой сложнее - она женщина:

    - Когда аппарат президента входит в контакт с Думой:

    - В ней быстро развивается особое возбуждение:

    - Погасить которое можно только финансовыми вливаниями:

    - Из бюджетных и внебюджетных средств:

    - Так сказать, на шпильки и чулки:

    - А вспомните об отношениях рекламодателя и рекламы - у него должны быть только деньги и желание:

    - Все остальное, включая позиционирование и поднятие рейтинга, делает она:

    - Однако, носителями половых различий, участниками гендерных отношений могут быть не только бизнесы:

    - Но и люди:

    - И здесь все уже не так мрачно:

    - Потому что люди склонны находить хорошие стороны:

    - В самых безнадежных положениях:

    - Еще Жакоб и Моно утверждали, что индивидуальная смерть особи:

    - Это эволюционная плата за возможность полового размножения:

    - Безымянный поэт сказал по этому поводу: <Сильна как смерть любовь>:

    - С этой точки зрения любые гендерные взаимодействия - это просто обкатанные на практике правила и стереотипы поведения:

    - Позволяющие наиболее эффективно существовать в мире, изобилующем смертельно опасными возможностями обмена генетической информацией:

    - Это своего рода боевой устав, наподобие памятки молодого бойца или устава гарнизонной и караульной службы..

    - Если соблюдать устав - служится легко:

    - Если правильно строишь гендерные отношения - будешь жить до самой смерти:

    - Опытные служаки находят в этом даже какое-то особое удовольствие:

    - Которое легко расслышать в их заунывных строевых песнях о любви:

    - Любовь - это состояние, обязательное для настоящего мастера гендерных единоборств, делающее его практически неуязвимым:

    - Это как сосредоточенное хладнокровие самурая:

    - Как смертоносная изобретательность ниндзя:

    - Как безумная отвага берсерка:

    - Как прямой левой Джорджа Формена:

    - Как укус в ухо Майка Тайсона:

    - Как знаменитое <понимаешь> Бориса Ельцина:

    - Как Эдипов комплекс сыновей лейтенанта Шмидта:

    - Как русское <авось>:

    - Как еврейское счастье:

    - Как армянское радио..

    - Как Ниагарский водопад:

    - Как тайна египетских пирамид..

    - Как полет Гагарина над гнездом кукушки:

    - Как начало того конца, которым оканчивается начало:

    - Как завершение гештальта:

    - Как последнее дыхание:

    - Как первый поцелуй:>

    В эти тезисы, конечно, вошло далеко не все, что говорилось на Круглом столе. Жаль, что Вас не было с нами!


    http://www.personalupgrade.ru/meeting.php?c=4

  • В оглавление



    Внедрение теории гендерных отношений в профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогов: опыт и проблемы


    1. В научном сообществе исследователей гендерной проблематики я представляю педагогику, как науку об объективных законах развития конкретно- исторического процесса воспитания, органически связанных с законами развития общественных отношений и становления детской личности.

    В то же время, педагогика - наука, изучающая реальную воспитательную практику формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса.

    2. Актуальная проблема постиндустриального общества - воспитание саморазвивающейся, самоактуализирующейся личности. Объектом педагогической науки является изучение, а целью педагогической практики - создание среды развития личности человека третьего тысячелетия.

    Подлинная самоактуализация человека предполагает наличие благоприятных социально - исторических условий и соответствующего воспитания.

    3. Миссия школы, по мнению гуманистической педагогики, состоит в организации такой развивающей среды, которая будет способствовать выявлению и развитию всех способностей и одаренностей личности.

    Для решения этой задачи, осуществления личностного подхода в образовании и воспитании, педагогической наукой и практикой востребованы инновационные концепции, созданные в смежных отраслях общественных наук.

    Одной из таких сущностных инноваций стала парадигма гендерного подхода в социологии, в основе которой лежит понимание гендера в качестве стратификационного элемента социальных отношений, основывающегося на той или иной интерпретации связанных с полом различий между людьми. Для педагогов привлекательным моментом в этой концепции является то, что гендерный подход ориентирован на формирование и утверждение политики равных, не зависящих от пола, возможностей самореализации человека во всех сферах жизнедеятельности.

    Традиционная педагогика акцентирует внимание на видимых биологических различиях между мальчиками и девочками, что на деле оборачивается универсализацией и закреплением социально сконструированных различий, в которых доминирует маскулинный стандарт патриархатной культуры. Несмотря на все попытки выглядеть "личностно ориентированной", такая педагогика может быть только императивной в своем стремлении воспроизводить единственный гендерный конструкт, подгоняя под него всех. Педагогика, лишенная гендерного угла зрения (или гендерного измерения, если угодно), ничего иного предложить не может.

    Сегодня школа продолжает быть традиционной. Развитие женской субъективности и идентичности вытеснены в ней на периферию, не учитываются при составлении учебных планов, методик и программ.

    В этой ситуации внедрение гендерного измерения через различные формы предъявления гендерной концепции в содержании образования и организации учебного процесса как общеобразовательной, так и высшей педагогической школы, представляются чрезвычайно перспективным и важным шагом, способным изменить политику образования, трансформировать его в направлении гуманизма через укрепление позиций мультикультурализма и толерантности.



    ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ВЫСТУПАЕТ НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОПОЛОВОГО (ГЕНДЕРНОГО) ВОСПИТАНИЯ.

    Доказательством этого служат результаты эмпирических исследований в образовании (Попова Л.В., Арутюнян М.Ю. и др.). Они свидетельствуют о том, что в начальной школе мальчики и девочки не различаются по интеллектуальным способностям и творческому потенциалу, мотивации достижений. В подростковом возрасте ситуация меняется: одаренные девушки, оставаясь активными, резко снижают уровень социальных притязаний (проблема личностного целеполагания ), меняют профессиональную ориентацию на сферы деятельности, где преобладают типично обслуживающие, вспомогательные виды труда. Объясняется это влиянием условий социализации, в процессе которой достаточно сильное воздействие оказывают традиционные гендерные стереотипы, передаваемые социумом через различные технологии и образование в том числе.

    В связи с этим, представляется важным и своевременным рассмотреть значение гендерной парадигмы для теории и практики образования, наметить пути ее продвижения в образование, как важного условия создания гендерно нейтральной среды для равновозможной реализации каждым ребенком своей личности с учетом индивидуальности видения своего пола.

    Миссия внедрения гендерного подхода в образование и воспитание состоит, на наш взгляд, в том, чтобы отказаться от асимметрии социализации бинарного типа ("слабая зависимая женщина - сильный, решительный мужчина") и перейти к многополюсной модели социального конструирования пола.

    При этом мы исходим из убеждения, что самоактуализация присуща человеческой природе, что потенциал, данный почти всем людям от рождения, стремится к реализации. Однако, он нередко теряется или, скорее, утрачивается и блокируется в процессе социализации индивида, по мере вхождения в культуру. Немаловажную роль в этом играют гендерные стереотипы, обладающие высокой степенью устойчивости. Они воспроизводятся социальными технологиями в угоду и по заказу господствующей идеологии.

    На личностном уровне ориентация на стереотипное восприятие социополовых ролей, следование архаичным представлениям относительно черт личности и способов поведения мужчин и женщин, выступает одним из мощных барьеров на пути самореализации, развития индивидуальности.

    Но проблема продвижения гендерного подхода в педагогическую теорию и практику связана с необходимостью решения нескольких фундаментальных задач.

    А) Необходимо раскрыть и показать педагогической общественности методологический уровень проблемы, обосновать актуальность внедрения гендерного подхода в образование в условиях перехода к постиндустриальному обществу.

    Б) Проанализировать проблему нормативной модели и механизмов гендерного воспитания в современном образовании, осуществить теоретический поиск ее решения.

    В) Разработать программу и рекомендации по внедрению гендерного подхода в существующую систему образования, в подготовку и повышение квалификации педагогических кадров.

    Таким образом, наша работа посвящена разработке проблемы интеграции в педагогику концепции гендерных отношений. По нашему мнению, внедрение гендерной концепции в образование будет максимально способствовать осуществлению личностного (индивидуального) подхода в обучении и воспитании детей, усилит потенциал педагогического взаимодействия, создаст более благоприятную ситуацию как для педагогов, так и для воспитанников.

    Что касается нас, педагогов, то освоение и принятие гендерной идеологии, как нам кажется, будет способствовать освобождению профессионального видения от поло - ролевых стереотипов как специфических и серьезных барьеров восприятия личности ребенка, поможет концентрировать внимание на реальных задатках и способностях учащихся любого пола.

    Для наших воспитанников внедрение гендерной парадигмы в образование означает улучшение индивидуальной ситуации развития, потенциальное расширение возможностей самореализации, самовыражения в различных сферах деятельности (за счет изменения поведения педагогов - в дошкольном возрасте и на этапе начальной школы; в среднем и старшем звене школы - за счет набранного потенциала развития и свободы от собственных поло - ролевых барьеров(схем) восприятия информации).

    Мы предполагаем, что образование, осуществляемое с учетом гендерного подхода, нацеленное на обсуждение гуманитарных вопросов, касающихся каждого человека (отношения с социумом, права и обязанности, границы свободы и ответственности, взаимоотношения в профессиональной и семейной сферах и др.) будет активно способствовать развитию и формированию новой самореализующейся личности, комфортно и адекватно вписывающейся в концепцию демократического общества.

    7. Нам пришлось одновременно двигаться и развиваться в нескольких направлениях:

    1.- осваивая и перерабатывая результаты работы коллег в смежных науках (социологии, философии, истории, литературоведении, филологии, психологии, антропологии и др.), формулировать суть гендерного подхода в педагогике, определять его предмет, цели и задачи.

    2.- моделировать и организовывать педагогические эксперименты, адаптировать крупицы известного нам зарубежного опыта гендерно нейтральной среды развития детей, создавать отечественный опыт

    3.- собирать по крупицам научно - методическую базу для обучения студентов и педагогов гендерной идеологии.

    4.- методом проб и ошибок выявлять особенности, методические требования и условия эффективного внедрения гендерной теории в профессиональную подготовку и повышение квалификации педагогов.

    На каждом из перечисленных направлений накоплен опыт работы, выявились проблемы.

    Освоением и распространением гендерной идеологии я занимаюсь пятый год. За это время пройден путь от единственной лекции до спецкурса для педагогов на ФПК, есть опыт проведения курса гендерного просвещения старшеклассников, волонтеров кризисного центра, годичного исследовательского проекта определения сути гендерного подхода в работе с дошкольниками и внедрения гендерной концепции в профессиональное сознание большой группы педагогов дошкольного образования и школьных психологов.

    Опыт работы описан в нескольких статьях (с 1996 г.) и в монографии "Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и пратика". Монография выпущена в Мурманске в июле-августе текущего года при финансовой поддержке Канадской программы поддержки российских женщин и долевом участии Программы Матра Генконсульства Нидерландов. Все присутствующие получили монографию, что значительно облегчает мою задачу по представлению сути проблем, возникающих при продвижении гендерного подхода в педагогику как науку и практику.

    8. Любое новшество в педагогической теории и практике получает право на жизнь, если оно улучшает характеристики частей или самой образовательной системы в целом.

    Кризис старой маскулинности и фемининности не является очевидностью не только для педагогики и педагогов, но, как показывают исследования и выступления участниц семинара общества в целом. Таким образом, можно сказать, что педагогика, образование и воспитание соответствуют запросу общества и государства.

    Но нам известно так же, что образование может при определенных условиях бросать вызов обществу, вести его развитие за собой. Как правило, одним из важных условий такого прорыва является появление мощной педагогической концепции или идеи и педагогов, преданно ее продвигающих.

    По нашему мнению, гендерная идеология является той самой важной идеей, а мы осознаем свою миссию как люди ее развивающие и продвигающие в педагогическую теорию и практику.

    Проблема состояла в том, что необходимо было найти такой угол зрения, или "угол приложения" гендерной концепции к педагогической науке, который бы был привлекателен для педагогов с точки зрения эффективности учебно-воспитательного процесса, открывал новые возможности раскрытия потенциала ребенка.

    Внедрение гендерной парадигмы в профессиональную подготовку педагогов, как показывает практика, не ограничивается узко-профессиональным знанием, оно неизбежно вызывает потребность овладения парадигмой социального конструктивизма для деконструции стереотипов и формирования нового способа восприятия мира, конструирования новой педагогической системы для формирования новой личности.

    Первые шаги внедрения гендерных исследований 1995- 1996 г.г., безусловно был важными, но, как нам теперь кажется не очень эффективными.

    Педагогическая аудитория отнеслась равнодушно и даже иронично к первым попыткам продвижения гендерной концепции, когда мы использовали феминистскую риторику властных отношений полов, видения гендера в качестве стратификационного элемента системы социальных отношений, к доказательствам дискриминации женщин в занятости, карьерном продвижении, доступе к политике, гендерной асимметрии в обществе и т.д..

    Для педагогов, несмотря на социальную направленность профессии, это оказался "не родной язык". Сказались, на наш взгляд, недостаточная методологическая подготовка в педагогических институтах, известный профессиональный консерватизм, утилитаризм в восприятии информации и еще ряд причин.

    Исходя из опыта преподавания и анализа поступавших на занятиях вопросов, мы установили, что наши слушатели хотят понимать:

    -почему требуется произвести некоторые изменения в своей работе

    -чем новое будет отличаться от старого

    -что необходимо делать (содержание инновации)

    -и как это следует делать (методика)

    Ни на один из этих вопросов до недавнего времени четких ответов не существовало.

    Кроме того, для успешного продвижения инновации в педагогической аудитории необходимы так же : монографии, методические пособия, специальная подготовка персонала (повышение квалификации, тематические курсы и пр.)

    9. Хочется отметить, что за последние 5 лет в России сделан мощный прорыв в продвижении гендерной проблематики в исследовательское и образовательное пространство.

    Но, что касается гендерных аспектов в педагогике, то эта проблематика не была представлена в учебных программах, ввиду отсутствия специалистов и исследований. Наиболее полезными для разработки гендерного видения в педагогике для нас оказались близкие по духу и проблематике работы:

    российских психологов Л.В.Поповой и Ирины Клециной, Марины Арутюнян, Аллы Гурко.

    Социологов Е.Здравомысловой и О.Здравомысловой- Стоюниной, А.Темкиной, Е. Ярской - Смирновой.

    Философов И.Кона, Т. Барчуновой, О.Ворониной, Т.Клименковой

    Историка Н. Пушкаревой. Оговорюсь, однако, что первые свои лекции я готовила с максимальным использованием монографии О.А. Хасбулатовой, статей Галины Силласте и С. Айвазовой.

    Бесспорной опорой в работе являются и до сих пор исследования МЦГИ и вышедшие в последние годы монографии- материалы Рыбинского исследования, "Окно в русскую частную жизнь", переводы феминистских классических работ в последней хрестоматии.

    Тем не менее, проблема педагогических текстов с гендерной проблематикой является узким местом и по сей день. Не хватает доказательной исследовательской базы, которую можно использовать в работе с педагогами и студентами, почти нет текстов, написанных доступным, в хорошем смысле научно - популярным языком о такой сложной для усвоения категории как гендер.

    В Америке, Франции и скандинавских странах имеется немало психолого - педагогической литературы по гендерной проблематике. Хотелось бы, чтобы появились проекты по их переводу. Нам представляется, что это сделает педагогический дискурс по гендерному подходу в образовании содержательным и живым, будет способствовать более быстрому включению гендерной проблематики в поле профессиональных педагогических интересов.



    9. Формируя собственное видение сути гендерного подхода в педагогике, мы пришли к выводу, что гендерный подход

    -в социологии и политологии - это стратификационный элемент властных отношений, который определяет властные полномочия и социальный статус человека в соответствии с приписываемыми его полу и/или сексуальным предпочтениям личностными качествами

    - в психологии - гендерный подход помог вскрыть возникающие в такой системе отношений соответствующие качества личности, ее психологическую структуру, мироощущения, поведение и т.п.

    гендерный подход в педагогике, на наш взгляд, фиксируется на критическом анализе используемых в педагогическом процессе моделей маскулинности и фемининности, а также существующих в образовании механизмах социализации и воспитания ребенка в соответствии с разными моделями маскулинности и фемининности .

    Анализ педагогической литературы советского (и досоветского) периодов, трудов по половому воспитанию ведущих специалистов этой проблематики (например, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган) показал, что российская, а затем и советская школа, никогда не были "бесполыми", как это часто говорилось. Напротив, школа через учебно-воспитательный процесс и педагогическое взаимодействие активно реализовала поло - ролевую парадигму гендерной социализации учащихся.

    Именно школе, по мнению многих феминистских исследовательниц, принадлежит заслуга проведения идей о природной ролевой ограниченности женщин, формирование комплексов профессиональной неполноценности и социальной депривации девушек - студенток. Этот аспект заслуживает особого анализа в связи с тем, что в школе советского периода эти тенденции были скрыты как раз в том, что называют "скрытым учебным планом" и не находятся на поверхности.

    Вместе с тем, весь последующий жизненный путь женщин показывает, что именно в школе происходило становление и закрепление "воспроизводящего инстинкта" женщин через внедрение идеи "природного материнского предназначения" и материнского долга женщины перед обществом как основы ее статуса. В результате этого становилась возможной культурная абструкция женщин, ориентированных на профессиональную карьеру, либо не родивших по каким - то причинам ребенка.

    Т.е. гендерный подход в педагогике мы склонны рассматривать как одну из важных составляющих личностного (индивидуального) подхода в воспитании и обучении, условие создание благоприятной среды для всестороннего развития личности и реализации ее природного потенциала.

    10. С такой методологической установкой мы выходим в педагогическую аудиторию для просвещения и экспериментальной работы.

    Жизнь показала, что:

    такой канал внедрения гендерной парадигмы в профессиональное сознание педагогов более эффективен, нежели используемые ранее подходы.

    - сам процесс создания гендерно ориентированных курсов способен трансформировать сознание учащихся на качественно новый уровень, в большей степени соответствующий ситуации постмодерна. Все исследователи, рефлексирующие результат внедрения гендерного подхода в образование, внедряющие гендерные курсы, отмечают их преобразующее влияние на личности участников. Изменения отмечаются в таких сферах личностного развития студентов, как: когнитивная, эмотивная и конативная.

    продвижение гендерной концепции в школьной, студенческой и профессиональной педагогической аудиториях имеют свои особенностии специфику. Работа со студентами и зрелыми специалистами предполагает знание законов андропедагогики, которая так же еще недостаточно разработана.

    Вместе с тем, уже можно сформулировать некоторые общие принципы гендерного образования. Они выработаны опытным путем и сформулированы несколькими преподавателями независимо друг от друга ( И.Клецина, Л.Штылева, Н.Радина и др.)

    К ним относятся:

    -ориентации на сотрудничество; суть его заключается в активном использовании диалога в учебном процессе в отличие от директивного преподавания, апеллирующего к "авторитетам" и монологу.

    развития личностного потенциала. При реализации этого принципа акцент должен быть сделан не столько на развитии общих способностей личности студентов (сфера интеллекта), сколько на развитии таких личностных составляющих, как Я-концепция, мотивационная и эмоциональная сферы личности.

    единства теории и практики. Суть этого принципа сводится к привлечению жизненного опыта субъекта обучения. Гендерное образование - это не только "обучающий процесс", но и "обучающий опыт"

    принцип активности, т.е. побуждения личности к активной социальной жизни на основе расширения ее знаний и возможностей. Образование выступает как творческий, созидательный процесс многопланового личностного развития, проявляющегося в активной, деятельной жизни человека.

    Эффективным приемом побуждения студентов и слушателей к овладению гендерной парадигмой является их включенность в исследовательские проекты.

    Таким образом, продвигая гендерный подход в педагогику, мы открываем перспективное направление исследований в педагогической науке, и новые возможности совершенствования педагогической практики как в общеобразовательной, так и профессиональной школе.

    Резюме:

    Продвижение гендерных исследований в России объективно вступило в фазу перехода из лабораторий исследователей в учебные аудитории. В связи с этим возникла потребность разработать методические, педагогические аспекты внедрения гендерной концепции в преподавание различных дисциплин.

    Необходима подготовка специалистов, распространяющих гендерные знания и педагогов в первую очередь.

    Разработка гендерных подходов в педагогике и продвижение их в образование, как важнейшую сетевую социальную технологию, требуют особого внимания и ресурсов.

    Целесообразно поддерживать внедрение гендерной идеологии во все уровни и виды подготовки педагогов ввиду особой эффективности (эффекта мультипликации) стратегии "тренинг тренеров".

    Продвижение гендерной концепции в образование произойдет более эффективно, если :

    Гендерные исследования будут введены в учебные программы, планы и стандарты

    Будут переведены и изданы наиболее ценные исследования и монографии по гендерной проблематике в образовании зарубежных ученых

    Всеми видами ресурсов будут поддерживаться проекты гендерных знаний в профессиональную подготовку учителей и школьное образование

    Будет создано авторитетное профессиональное сообщество экспертов по гендерной проблематике из преподавателей ВУЗов и специалистов НИИ различного профиля не только на российском, но и на региональном уровнях.


    Штылева Л.В., к.п.н., доцент МГПИ
    http://www.murman.ru/ist/edu_centre/gender_vuz/mat_doc8.html

  • В оглавление



    Нужен ли нам гендер?


    Гендерные исследования у многих из нас ассоциируются с самым страшным. В памяти всплывают картинки: американские радикальные феминистки, публично сжигающие бюстгальтеры, бесконечные судебные процессы из–за «сексуальных домогательств на рабочем месте» и многое другое. В общем, между феминизмом, причем в его самом агрессивном проявлении, и гендерными исследованиями ставится знак равенства.
    А между тем, смысл слова «гендер» сосем не в этом. Определений много, но если говорить кратко, то гендер отличается от пола тем, что пол – явление биологическое и неизменное (если на время забыть о трансвеститах), а гендер – социокультурное и разное для разных эпох и народов. Гендер – это те нормы и правила, которое наше общество – через СМИ, книги, учебники и др. – адресует нам, мужчинам и женщинам. И говорит нам, что такое «настоящий» мужчина и «истинная» женщина и какими нам нужно быть, чтобы достичь этих почетных званий.
    Немногие задумываются, что от гендерных стереотипов страдают не только женщины, но и мужчины. Женщины мучаются «комплексом работающей матери»: ребенок предоставлен сам себе, где он, как он, дома – пыль, ужин – из полуфабрикатов, ужас! Мужчины страдают не меньше: нужно зарабатывать, зарабатывать, зарабатывать; всегда быть сильным и уверенным в себе, строгим и справедливым, а может, больше всего хочется крестиком вышивать?
    Так нужен ли нам гендер? Да, если мы понимаем, что главный пафос этого слова – не мужененавистничество, а внутренняя свобода личности – и мужчин, и женщин. Ведь все люди разные, и все они имеют право выбора, осознанного выбора.
    Одной нравится роль матери и домохозяйки. Отлично! А другой, в силу ее личностных особенностей, подходит путь карьеры или собственного бизнеса. И это тоже здорово! Возможно, одна и та же женщина пройдет определенные этапы своей жизни: Возлюбленная – Мать – Деловая Женщина. Или в обратном порядке. Или вообще без этапов. Вариантов множество.
    Одному нужна руководящая должность, глобальная ответственность, высокая зарплата и осознание того, что он – добытчик и семью свою обеспечивает. Другому нравится сидеть дома и заниматься с собственными детьми (кстати, в российской статистике совсем недавно появилась новое понятие – «трудоспособный домовод», и эта категория мужчин, жены которых – часто успешные бизнесвумэн, по данным социологов, постоянно увеличивается). Суть гендерного подхода в том, что и та другая жизненная модель (а также многие другие) имеют право на существование: главное выбрать то, что подходит тебе и, конечно, твоему партнеру.
    Или такое понятие как сексизм – дискриминация по половому признаку. Есть ли подобное явление в нашем обществе? Долгое время сексизм видели только по отношению к женщинам – это и так называемый «стеклянный потолок» – когда женщина дальше определенного уровня не может продвинуться по карьерной лестнице, это и эксплуатация женского тела в масс–медиа, и многое другое. Сейчас уже очевидно, что от сексизма страдают и мужчины: как еще можно назвать гражданский долг и почетную обязанность юношей служить с нашей армии? И почему на пенсию мужчины уходят на 5 лет позже, если живут, в среднем, на 15 лет меньше?
    Гендер и гендерные исследования нужны нам, если мы – не за войну между полами, не за бессмысленное выяснение отношений – кому труднее живется, а за партнерство, диалог, право выбора и внутреннюю свободу личности.

    Татьяна Мелешко
    www.womanworld.ru/

  • В оглавление






    Обзор сооздан Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации, © http://fox.ivlim.ru "Fox журнал" Январь 2006 г.


    Обсудить на форуме >>
    Оставить отзыв (Комментариев: 0)
    Дата публикации: 31.01.2006 20:54:08


    [Другие статьи раздела "Факты"]    [Свежий номер]    [Архив]    [Форум]

  •   ПОИСК В ЖУРНАЛЕ



      ХИТРЫЙ ЛИС
    Ведущий проекта - Хитрый Лис
    Пожалуйста, пишите по всем вопросам редактору журнала fox@ivlim.ru

      НАША РАССЫЛКА

    Анонсы FoxЖурнала



      НАШ ОПРОС
    Кто из авторов FOX-журнала Вам больше нравятся? (20.11.2004)














































































































    Голосов: 4584
    Архив вопросов

    IgroZone.com Ros-Новости Е-коммерция FoxЖурнал BestКаталог Веб-студия
    РЕКЛАМА


     
    Рейтинг@Mail.ruliveinternet.ru
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100
    © 2003-2004 FoxЖурнал: Глянцевый журнал Хитрого Лиса на IvLIM.Ru.
    Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на FoxЖурнал
    Присылайте Ваши материалы главному редактору - fox@ivlim.ru
    По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru
    Вопросы создания и продвижения сайтов - design@ivlim.ru
    Реклама на сайте - advert@ivlim.ru
    :