FoxЖурнал: Леонид Багмут: история и литература:
ЛЕОНИД БАГМУТ ГЕНОМ РУССКОЙ СКАЗКИ
Автор: Леонид Багмут
Удивительное чувство охватывает путника, углубившегося в дебри русской сказки. Именно дебри, ибо сказочная жизнь проходит в лесу. О темноте его ходят легенды - кажется, что Стародавний лес заполняет собой всю Ойкумену. Среди непроходимой чащи тихо и робко сидят хутора. Обычно это однокомнатный котедж, иногда - на курьих лапках. В домике, как правило, живут старик со старухой. Видимо, более молодые люди либо уже спились окончательно, либо убежали из сказки в город заблаговременно - настройки народного хозяйства. Там тоже водки хватает - но есть на асфальте хоть какие-то перспективы. Конечно, приходится мириться с колбасой из дохлых телят, но зато и грязь месить нет нужды.
Старик со старухой - нередко зажиточные люди. У них есть кошка с собакою - причём говорящие и серьозно помогающие по дому. Говорят, что это просто аллегория невесток, толкущихся в одной комнате со свекровью и между собой. Есть у них петушок и курочки. Причём судя по манерам и бойким нравам - это внучата - бандиты, которым по возрасту ещё рано идти в город за путёвкой в жизнь. Докучают же старикам три товарища: лиса, волк и медведь. Опять же очень похоже, что это аллегория соседки, соседа и председателя колхоза. Взаимоотношения внутри небольшой общины непростые, скажем так. Сеседке всегда удаётся надуть и старика со старухой, и соседа с председателем. Русская лиса - персонаж определённо в стиле Бокаччо, только без южного колорита. Оно и понятно: в дремучем лесу юбки поднять непросто. Не то, чтобы было тяжело - просто очень холодно. А если не холодно - то от комаров нет никакого спасенья. Отсутствие репеллентов - вот где корни наших известных всему миру пуританства и стыдливости. Комары да морозы кого угодно заставят блюсти мораль.
Отношения с волком тяжёлые: он вечно что-то отнимает у стариков - они только стенают от обид на разбойника. Лиса в какой-то мере восстанавливает справедливость - но отнюдь не даром. Медведь приходит за своей долей гораздо реже и требует меньше. Кроме того, он ешё глупее, чемп волк, и потому старику с ним удаётся часто договориться. По простоте душевной медведь заходит к соседям и говорит: "хочу тебя заломать" - не более и не менее. Старик начинает торговаться, просить отсрочки и ставить предварительные условия - в надежде на то, что придёт лиса и решит проблему привычным способом.
Учитывая нравы соседей и преклонный возраст, старик со старухой работают немного. Зачем надрываться, если завтра из лесу придёт волк - зубами щёлк и предложит краёне невыгодную сделку, от которой нельзя отказаться? Естественее надеятся на авось и ждать чуда. И оно приходит к людям - но с изюминкой, чёртиком и кактусом, которого в таёжном лесу отродясь не бывало.И это чудо поднимает такие волны на небосклоне, что начинается совсем другая сказка.
В стародавние времена, когда гражданин Горох царём служил а Русь ещё была Киевской - жили были дед да баба, ели кашу с молоком до тех пор, пока Курочка Ряба не снесла яичко. Поскольку данное яйцо было не простое, а из сервиза Фаберже, то стариков бес попутал. Он бы кого угодно попутал в такой деликатной ситуации. Не стало им покоя ни днём, ни ночью: подарочек весь аппетит отбил. Нет спасенья честному труженнику, когда запах золота кружит ему голову. Золотая рыбка ловится не каждый день - а есть хочется всё время.
Не в каждом доме куры клюют деньги и кладут золотые яйца - но все страдают от зависти. Но как ни бегай в хлопотах неустанных - Сивку Бурку подают Иванушке Дурачку, который палец о палец за всю свою жизнь конструктивно не ударил. И где же правда, и кто расудит? И если локти уже искусаны, остаётся одна дорожка - в Соловьи Разбойники, благо что она исстари хорошо утоптана. Но и там жизнь не сладкая. Во-первых, русские леса - совсем не курорт и не пляжное место, и комары там - как собаки: живого места не оставят, только зазеваешься. Так что Соловушка не столько свистит, сколько чешется да ругается тихо нехорошими словами. И не потому, что это неприлично, а потому, что нельзя: путники народ чуткий, трепетный - они ведь тоже сказки читали и знают, кто там сидит на развязке автобана. Они такие бойкие, что чуть что не по их - так сразу и драться. А если бегут, то и добро на себе тащат: видимо, стресс утраивает силы и открывает второе дыхание.
Во-вторых, в селе Карачарове уже зреет Илья Муромец - тихий отрок. Шагу лишнего не сделает - папа с мамой бесконечно рады, что он хотя бы нос утирает сам. Сказка достигает кульминации, когда в село заносит известного народного целителя и экстрасенса. Или там их было двое - не помню уже, давно это было. Так вот - сжалились они над родителями и решили избавить страдальцев от дармоеда. Тут-то бы Соловью Разбойнику сменить профессию - стать юристом или журналистом - благо, что контигент ему хорошо знаком. Или податься в монахи срочно: ведь уже есть о чём Бога просить с утра до вечера.
Но и тут не везёт человеку: Илья Муромец спешит растрясти накопленное за 33 года сало. И остаётся Соловью Разбойнику только клясть Судьбу да петь Лазаря - обещая доброму молодцу царскую дочь с трёхкомнатной квартирой в престижном районе.
Надо отдать должное богатырю: интересы родины он всегда ставит выше своих личных. Впрочем, отказ от традиционного подношения девушкой и наличными тоже хорошо оплачивается: человек попадает в длинную-предлинную сказку и становиться героем, достойным подражания. Ну а царская дочь - ищет утешения Бог знает с кем, ключи от Тридевятого царства ржавеют, а Соловей Разбойник поёт свою лебединую песню.
Леонид Багмут
Страница автора: http://fox.ivlim.ru/docs/bagmut.html
(: 0) Дата публикации: 01.05.2005 14:33:29
[Другие статьи раздела "Леонид Багмут: история и литература"] [Свежий номер] [Архив] [Форум]
|