Как мечтать хорошо Вам
В гамаке камышовом
Над мистическим оком - над бестинным прудом!
Как мечты - сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Истомленно лунятся: то - Верлен, то -
Прюдом!
Что за чудо и диво!
То Вы - леди Годива,
Через миг - Иоланта, через миг Вы - Сафо!..
Стоит Вам повертеться -
И загрезится сердце:
Все на свете возможно, все для Вас ничего!
Покачнетесь Вы влево -
Королев королева,
Властелинша планеты голубых антилоп,
Где от вздохов левкоя
Упоенье такое,
Что загрезит порфирой заурядный холоп!
Покачнетесь Вы вправо -
Улыбнется Вам Слава,
И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб;
Прогремит Ваше имя,
И в омолненном дыме
Вы сойдете на Землю,- мирозданья Колумб!
А качнетесь Вы к выси,
Где мигающий бисер,
Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс.
И мечты-сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Воплотятся в капризный, но бессмертный
эксцесс!
Игорь Северянин
http://skill21.narod.ru/1/sev/46.htm
Ты не верь, что стерпится,
Ты не верь, что слюбится,
Кроме сердца своего никого не слушай,
Все равно не сбудется,
Никогда не сбудется,
Ничего, ничего с нелюбимым мужем.
Все равно не сбудется,
Никогда не сбудется,
Ничего, ничего с нелюбимым мужем.
Пусть в небе сверкают созвездья
И парочки бродят в тиши,
Спешить не пристало невесте,
И ты не спеши, не спеши,
Придет он, придет неперменно
В вечерней сиреневой мгле,
И сердце поверит мгновенно,
Что он лучше всех на земле.
Ты не верь, что стерпится,
Ты не верь, что слюбится,
Кроме сердца своего никого не слушай,
Все равно не сбудется,
Никогда не сбудется,
Ничего, ничего с нелюбимым мужем.
Все равно не сбудется,
Никогда не сбудется,
Ничего, ничего с нелюбимым мужем.
Новый Год к нам мчится,
Скоро все случится,
Сбудется что снится,
Что опять нас обманут, ничего не дадут.
Ждать уже недолго,
Скоро будет елка.
Только мало толка,
Если Дед Морозу песню дети не запоют.
Привет, с Новым Годом! Приходит Новый Год к нам.
И можно свободно ожидать чего угодно.
Только где носит того седого старика,
Который детям подарки достает из рюкзака.
Эй, Дед Мороз, приходи, тебя заждались мы.
И песню твою меня заказывать достали.
Покажись нам, не нервируй детей,
Мы крикнем: "Дед Мороз, э-ге-гей!"
Новый Год к нам мчится,
Скоро все случится,
Сбудется что снится,
Что опять нас обманут, ничего не дадут.
Ждать уже недолго,
Скоро будет елка.
Только мало толка,
Если Дед Мороза дети хором не позовут.
Ну а теперь все вместе
Давайте позовем Деда Мороза!
Нет, вам надо кричать очень дружно! Три-четыре!
- Дед Мороз!
Еще!
- Дед Мороз!
- Слышу, слышу!
- Дедушка Мороз!
Собственно!
Я Дед Мороз, борода из ваты,
Я уже слегка поддатый.
Мне сказали меня здесь ждут,
Значит, будем догоняться тут.
Налейте мне вина побольше,
Мне везти подарки в Польшу
С мешком в руках
И в скороходах-казаках.
Танцуем рядом с елкой,
А может быть сосной.
Простите, только нет сейчас
Снегурочки со мной.
Мы вместе шли с Камчатки,
Но она ушла на блядки.
Значит будем без нее,
Что же делать, е-мое!
Новый Год к нам мчится,
Скоро все случится,
Сбудется что снится,
Что опять нас обманут, ничего не дадут.
Ждать уже недолго,
Скоро будет елка.
Только мало толка,
Если Дед Мороза дети от беды не спасут.
Как же быть, что же делать,
Будем без Мороза Деда,
Ведь я может быть умру,
А мне еще в Чили и в Перу,
Мне в Алжир, в Ниагару,
Мне в Одессу и Самару,
На Тибет, на Тайвань,
На Кавказ и на Кубань,
В Аргентину, Нидерланды,
Пожалейте мои гланды.
Граммов около двуста,
Можно даже без тоста.
Чтобы по миру метаться,
Надо потренироваться,
Тут нальют, там нальют,
Не узнают да убьют.
Вы уже все в форме,
Значит, надо быть и мне,
Щас шампанского оформим,
Будем с вами наравне.
А когда станет жарко,
Начнем дарить подарки.
Славный праздник это вот:
Здравствуй елка - Новый Год!
Сначала тебе кажется, что жить ты начала только с его появлением. Ты норовишь ущипнуть себя, чтобы вернуться в реальность, но и боишься этого. Родители-братья-сёстры-друзья-подруги уходят на второй план, ведь есть ОН ! А всё другое - хм .. наживное .. Это имя ты готова кричать, шептать, вдыхать, вписывать в стихи, видеть в титрах. А ты любишь и любишь. Ты просыпаешься утром, потому что скоро задребезжит мобильник и он непременно пожелает доброго утра и не отпустит от себя ещё десяток минут. А ты, улыбаясь, счастливая до чёртиков и завидущая сама себе, строишь рожицы зеркалу, вертя в руках телефонную трубку..
Прогуливаешь универ или, напротив, с неимоверными усилиями просиживаешь все пары, чтобы осталось меньше времени переживать о нём .. красишь волосы и представляешь его реакцию .. проводишь время с друзьями и ни на секунду не забываешь о нём. Ты примеряешь его ко всему. Друзья говорят, что ты безумно изменилась и хорошо выглядишь ..
Потом ты засыпаешь оттого, что просто привыкаешь к монотонному НЕзвоению телефона. Утро начинается с гороскопа и непременно крепкого чая. Тщетно. Чистя зубы и колбасясь под "Человек-привычка" Гарика Сукачёва, ты понимаешь - "если сомневаешься-улыбайся". Его имя по-прежнему всюду привлекает внимание. Ты терроризируешь гитару и жертвуешь ногтями на благо своего еле брезжущего счастья .. А оно брезжит-брезжит, и, наконец, потухает .. А ты бегаешь около него, как около безжизненного трупа, и никак не можешь трезво оценить ситуацию. Друзья пытаются отвлечь. А ты всё сидишь и думаешь: "какая-то неправильная жизнь: пусть лучше всегда всё плохо: сегодня плохо; завтра плохо; потом плохо. Всегда. Плохо. Привыкнешь - и больше не давит. Но тут появляется "хорошо" и всё переворачивается с ног на голову. И непонятно, когда было лучше - когда "плохо" или когда "хорошо". Это, оказывается, чтоб не расслаблялись .. ЧЁРТ! Кто так решил???" Сложно всё .. Ты всё чаще повторяешь, что всё слишком сложно ..
А потом приходит трезвость ума. Расчётливость. Свобода. Постоянство. Ты впитываешь их .. ты становишься мужененавистницей, потому что другого выхода нет. А на самом деле он есть. Просто ты не хочешь его видеть. Ты рвёшь ниточки с прошлым, хотя они и так гнилы настолько, что и без твоей помощи приказали бы долго жить .. А тебе тесно .. в мире, который всегда казался большим .. И друзья втихомолку жалеют .. а ты не видишь и не слышишь ни их, ни чужих голосов, ни чужих лиц .. ни-че-го .. Снова строишь гримасы зеркалу, но на этот раз они означают другое: "Я тебя провела .. Я. ТЕБЯ. А не ТЫ МЕНЯ" Улыбаешься, потому что эту улыбку ждут. Маскируешь бледность тональником и напрочь отвергаешь все допросы одногруппников. Хорошо, что есть одиночество .. Всё-таки действительно хорошая вещь одиночество, когда есть, кому рассказать о том, что одиночество - хорошая вещь .. Люди слишком изменчивы, чтобы понять их ..
Ещё через месяц ты радуешься солнышку. Травке. Первому заваленному зачёту. Забиваешь в мобильник новые телефонные номера .. а о молодом человеке, с которым провела вечер, рассказываешь всем подругам, усиленно делясь его видимыми недостатками, и громко возмущаешься, как таких ещё земля носит. Пусть смотрят. Пусть знают. Пусть НЕ завидуют. Натянутость улыбки входит в привычку. Хм .. любят подлецов и стерв .. Премило ..
Вот и всё. Какое же это счастье, когда тебя никто не любит!! Это открытие дня, открытие века! Это не сравнить с тем, когда ТЫ любишь и ТЕБЯ любят .. Это в корне разные вещи. Их и сравнивать-то нельзя. Потому что это два кардинально противоположных состояния.
Прощаться с любовью, а после всего
Себя называть ничтожеством??
Да нет уж, спасибо .. спроси у него:
"А ты без меня? Ты .. сможешь ли?"
И смерив слова как детектором лжи
С поступками, ныне бывшими,
Я просто почувствую ручки нажим
В словах, что по сердцу вышиты ..
Уходишь? Давай же. Не медли ни миг.
И не возвращайся. НЕзачем.
Я так наигралась в бессмысленность игр,
Что всё подавила мелочность ..
ВОЗДУХ в Москве уже давно перестал быть свежим и прозрачным. Например, лет 5-7 назад в наших легких оседали вредные частицы из газовых <хвостов> многочисленных предприятий. Но вот заводы резко сократили свое производство или вообще приказали долго жить. И тем не менее дышать нам не стало легче. Над городом все равно теплой шапкой нависает СМОГ. Летом его видно лучше, зимой хуже, но он ВСЕ ВРЕМЯ С НАМИ!
Ядовитый автомобиль
ГЛАВНАЯ причина загрязнения воздуха в мегаполисах, в том числе и в Москве, - слишком большое количество машин. <Несмотря на то что за последние несколько лет нормы допустимого уровня смога были превышены лишь в 2002 г., ситуация в целом заметно ухудшается, - утверждает начальник управления мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных, морских работ Росгидромета Валерий Челюканов. - Автопарк столицы растет такими темпами, что трудно прогнозировать, сколько машин прибавится в Москве через год. За последние 10 лет концентрация очень вредного диоксида азота сильно возросла, и рост его будет продолжаться. Поэтому при безветренной погоде и ярком солнце опасность фотохимических реакций все более вероятна, даже несмотря на то, что смог перемешивается с основными слоями атмосферы. Просто интенсивность этого перемешивания при разных метеоусловиях разная>.
А вот уже данные медиков: за последнее время из-за смога участились случаи заболевания органов дыхания, эндокринной, нервной системы, системы кровообращения, увеличивается количество онкобольных. Грязная атмосфера в городе представляет собой серьезную угрозу для жизни людей, страдающих заболеваниями органов дыхания или сердечно-сосудистой системы.
Любите ли вы других?
ВО МНОГИХ мегаполисах ищут средства борьбы со смогом. Например, власти Афин, когда складывается неблагоприятная ситуация, ограничивают движение транспорта в городе. В прошлом году в Париже правительство обратилось с просьбой к автовладельцам отказаться днем от езды на личном авто, особенно в центр. И люди послушались!
Московские власти тоже пытаются бороться с пробками. Запланировано строительство большого количества транспортных развязок. <Наибольшее количество выбросов происходит при работе двигателя на холостом ходу, - продолжает Челюканов. - Следовательно, повышение скорости движения автомобилей приведет к существенному снижению выброса диоксида азота. А строительство подземных пешеходных переходов позволит сделать движение безсветофорным. Но работы в этом направлении идут столь низкими темпами, что вряд ли смогут угнаться за ростом авто. Их сегодня в столице уже 3,5 млн. Завтра будет уже 4. Никакие развязки не успеют при таком росте. Нужно искать другие способы решения проблемы>.
Если честно, то в действенность других методов верится слабо. Взять хотя бы ограничение движения (въезда грузового транспорта в пределы Третьего кольца) или платный въезд в центр, как это сделали в Лондоне. Ведь очевидно, что москвичи все равно будут ездить по улицам, чего бы им это ни стоило. А еще посмотрите, какие машины бороздят наши просторы, какое количество из них - старые отечественные, выбрасывающие вонючие черные хвосты. Никаким экологическим нормативам их двигатели не отвечают. Как эти доходяги каждый год свободно проходят техосмотр? А ведь несколько лет назад в Москве многие водители начали устанавливать на свои авто газовое оборудование. Но спустя некоторое время от этого вида топлива пришлось отказаться, потому что двигатели отечественных авто не приспособлены к работе на газу, особенно зимой. Что касается катализаторов, то некоторое время назад у правительства Москвы была идея выпустить специальное распоряжение, обязывающее всех водителей устанавливать очистные системы, но до сих пор дальше разговоров дело не пошло. Кстати, на многих иномарках катализатор - штатная деталь, а стоимость такого оборудования вместе с установкой в Москве колеблется от 100 до 200 евро. Но нет у наших водителей чувства ответственности не только за свою жизнь и здоровье, а также и за жизнь и здоровье остальных горожан. А значит, дышать нам и дышать ядами, пока не задохнемся.
НАША СПРАВКА. Ученые различают два вида смога. От лондонского страдали в начале прошлого века жители столицы Англии, любившие греться у домашних печей и каминов. Выбрасываемый из труб диоксид серы и сажа, смешиваясь с каплями тумана, образовывали крайне токсичные соединения, что приводило к повышению заболеваемости и смертности. Сегодня цивилизованные столицы перешли на газовое и централизованное отопление, и лондонский ужас нам не грозит. Но есть еще один тип смога - лос-анджелесский. Резкое увеличение транспорта на улицах этого города привело к тому, что автомобильные выхлопы в считаные месяцы превратили воздух в винегрет из вредных веществ. Под влиянием солнечной радиации на окислы азота, окись углерода и углеводороды в результате фотохимических реакций образовывался озон.
Самый мощный смог москвичи наблюдали летом 2002 г. Тогда к неблагоприятной экологической обстановке и безветренной погоде добавились торфяные пожары в Подмосковье. В результате столица оказалась окутанной ядовитым туманом. В это время наблюдались максимальные концентрации озона.
Суточный выброс вредных веществ с отработанными газами автотранспорта в Москве составляет 2,99 тыс. тонн в сутки. По компонентам выбросов наибольший удельный вес имеют выбросы оксида углерода - 79,1%, углеводорода - 15,4%, оксидов азота - 5,5%. Наиболее перегружена центральная часть города. Основные транспортные потоки сосредоточены на Садовом кольце, где суммарная величина потока на отдельных участках в одном направлении колеблется от 3,5 до 6,7 тыс. автомобилей в час. Самыми загрязненными оксидом углерода являются: Кутузовский проспект, Садовое кольцо в районе Крымского Вала и Воронцовская улица.
Дмитрий ПОЦЕЛУЕВ
http://www.aif.ru/online/moskva/593/48_01
Великая поговорка "Хорошо, где нас нет" применима широко и часто.
Плохо сегодня, сейчас и именно нам. Мы можем сколько угодно твердить о том, что завтра будет хуже, но в том есть лукавство. На самом деле для нас важнее Новогодний синдром: И пусть в наступающем году?
Словно люди перестанут умирать и мы все разбогатеем. И когда в январе приходит первая беда Нового года, мы на него обижаемся. Ну как же так? Мы тебя держали за новенького, а ты такой же, как и все предыдущие?
Я помню, как мой тесть смотрел футбол по телевизору. Верный спартаковец, он поливал любимую команду потоком оскорблений, суть которых сводилась к тому, что таких бездарей, недоумков, инвалидов детства и близко к футбольному полю подпускать нельзя. Это было первобытное шаманство. Боги футбола должны были услышать заклинания и даровать "Спартаку" заслуженную или незаслуженную, но сокрушительную победу.
Так что когда мы, закатывая очи, твердим о завтрашних бедах и землетрясениях, мы их прогоняем наяву. Кыш! Это сегодня только так плохо, а завтра мы наколдуем себе счастье.
Борьба с сегодняшним невезением принимала в различные эпохи и у разных народов формы вполне неожиданные. Известно, например, что в 1438 году в Бирме, разоренной междоусобными войнами и вторжениями врагов, доведенной до отчаяния, король, который и сам обеднел настолько, что его жена трудилась на огороде, издал указ, по которому отменялась, как изжившая себя, старая эра и решено было начать новую - с нуля, с "чистого листа". Король вскоре погиб, жена его исчезла, но о введении эры было объявлено всему миру в надписях на мраморе. Отсюда мы о них и знаем.
Особенно громко вопили кассандры, когда приближались круглые даты. Ни одной из них мы не должны бы пережить. Впрочем, помните ли вы, чем отличалась Кассандра от остальных прорицательниц? Ей никто и никогда не верил. Мы же верим любому Глобе и Джуне, оплачиваем им мерседесы и виллы в Швейцарии, а надо бы вспомнить исторический опыт древних греков.
Я вспомнил об этом, потому что свеж в памяти хор кассандр при подходе к милленниуму. Но тут спешка , приведшая большую часть человечества к тому, что праздник отметили на год раньше срока, сослужила дурную службу гадалкам. Когда оказалось, что придется снова входить в третье тысячелетие, на второй раз энтузиазм прорицателей был не столь заметен.
Зато они отыгрались в августе-сентябре прошлого года.
Ох и плохой был август, "черный август"! Вы помните - "Курск" утонул: мы же вас предупреждали! Чего-то еще произошло. Хуже августа не случалось. А потом кое-где снег пошел раньше срока, а кое-где задержался.
Если вы помните, в событиях "черного августа" войны в Чечне - нашей главной, хронически надоевшей беды - не числилось. Мы страшно обижались на президента: чего ж это он не кинул все и не помчался в Северное море, чтобы посмотреть на свинцовые воды. Но никому из нас не пришло в голову удивиться, почему президент ни разу не побывал в лагере чеченских беглецов, хотя погибших женщин и детей там в тысячи раз больше, чем моряков на "Курске", у которых, кстати, служба такая -рисковать, в частности, жизнью.
Какие мы мастера закрывать глаза, когда нам так удобнее, и стонать по поводу нашей ужасной жизни!
Недавно, я ехал по химическим лужам нашего города на леваке, и он принялся рассказывать мне, что такой зимы в декабре еще не было: снег то выпадет, то сойдет. Видно, вот-вот наступит конец света.
Я прочел ему такие стихи:
"В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
На третье в ночь"?
- Это что еще? - насторожился водитель.
- Это Пушкин. Почти двести лет назад.
Водитель на меня обиделся. Я лишил его возможности законно страдать.
Не мог же я показать ему русские летописи. И чего там только не было! И воды тогда были нетравленые, и озоновых дыр еще не завелось, и заводы вели себя скромно. А там то дождей лет пять не выпадало, то снег сыпал в июле. И тогда, наверное, тоже люди себя жалели: "старики не припомнят". Как утверждал Илья Ильф, старики у нас отличаются особой забывчивостью.
Времена, в которые мы живем, в чем-то лучше предыдущих и последующих. В чем-то им уступают. Пока еще с Землей ничего катастрофического не произошло. "Нахимов" и "Эстония" унесли в глубины моря сотни жизней не сегодня, "Императрица Мария" и "Новороссийск" погубили много сотен моряков довольно давно. Завтра случится еще какая-нибудь беда. Но различие наших катастроф и подобных событий прошлых лет выражается в информационном взрыве. О "Новороссийске" мы узнали по истечении десятилетий. Гибель "Курска" адмиралам удалось скрывать лишь несколько дней.
Бед и катастроф стало не намного больше, потому что параллельно с усложнением систем связи, ростом населения, транспортными проблемами усиливается и безопасность (не везде и не всегда, но тенденция такая в мире есть). К росту процента тревожных новостей на экранах надо относиться философски.
Конца света не предвидится, а снег выпадал и раньше.
Но не кажется ли вам, что эпидемия гриппа в этом году страшнее, чем в предыдущем? Нет, просто фармацевтам надо продать затоваренные антибиотики.
Пессимизм и недовольство ведут к инфаркту, утверждают медики
Враждебное отношение к окружающему миру - одна из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, предупреждают американские медики. Как установила группа ученых под руководством профессора психиатрии Реймонда Ниауры, пессимизм и недоверие к окружающим являются столь же серьезными факторами риска как, в частности, курение, избыточный вес, повышенный уровень холестерина и ряд других факторов. В исследовании участвовали 774 здоровых мужчины. Через 3 года наблюдений у 45 из них были обнаружены сердечно-сосудистые заболевания. Практически всех их отличало недовольство окружающим миром и своей жизнью. По словам профессора Ниауры, это присущее им качество явилось "более значимым симптомом, чем любой другой, и оказалось сопоставимым по важности только с показателем уровня холестерина". Ученые, среди которых были представители медицинской школы Университета Брауна, школы общественного здоровья Бостонского университета, Университета Мемфиса и медицинской школы Гарвардского университета, пока не могут объяснить, какой механизм связывает взгляд на мир и сердечно-сосудистые заболевания. Они, однако, с уверенностью заявляют, что если вовремя найти способ изменить свое мировосприятие, то можно избежать серьезной болезни.
ИА "Альянс Медиа" по материалам izvestia.ru
http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=689049
Стоит ли расточать улыбки каждому встречному, демонстрируя открытость и собственное благополучие? Надо ли смотреть на всё сквозь розовыe очки или это - непростительный инфантилизм? Или всё же, кроме поводов для радости, в жизни существуют и причины для огорчений или, по крайней мере, для озабоченности? Американские психологи недавно усомнились в том, что традиционно являлось одним из символов процветания США и ее граждан.
Психологи из Американской ассоциации психологов (The American Psychological Association) собрались в Вашингтоне на симпозиум, проходивший под девизом "Незамеченные достоинства негативизма". Это был первый бунт против, как выразился один из участников симпозиума, "тирании позитивного мышления и засилья оптимизма".
Позитивное мышление воцарилось в американском обществе благодаря объединенным усилиям Голливуда, телевидения, популярной музыки, книг, рассказывающих, как помочь самому себе, и воскресных церковных проповедей: "Все будет хорошо! Все проблемы разрешимы! Будьте оптимистами и успех вам обеспечен. Оптимизм - это залог успеха, достатка, несокрушимого здоровья".
Такую же позицию заняли в свое время и лидеры Американской Ассоциации психологов. Они решили, что психологи слишком увлеклись копанием в душевных болезнях и в причинах житейских неудач, вместо того, чтобы разъяснять людям, как взрастить в себе жизнерадостный взгляд на вещи, умение располагать к себе других, добиваться поставленных целей. Тогда и было основано позитивное движение (positive movement) в психологии. Долой все негативное, все плохое, мыслить и чувствовать надо позитивно, никаких отрицательных эмоций, только положительные! И вот теперь психологи приходят к выводу, что помешательство на позитивности и оптимизме зашло слишком далеко. Да, конечно, у оптимизма есть свои плюсы, но и минусов немало. Односторонний взгляд на мир и на себя не дает человеку реальной картины происходящего. Исповедуя его, человек волей-неволей живет лишь сегодняшним днем, не задумываясь о последствиях своих и чужих поступков. Беспечность и эгоизм - вот первые плоды бездумного оптимизма, говорили участники вашингтонского симпозиума, непредвиденный крах надежд, жестокое разочарование - тоже его плоды. Каждому человеку в жизни нужна и доля пессимизма, чтобы не слишком обольщаться и трезво смотреть на вещи.
"Не будем забывать, что стакан может быть не только наполовину полон, но и наполовину пуст", - вспоминает известный афоризм Джулия Норем, специалист по социальной психологии из штатa Массачусетс. Норем исследует так называемый защитный пессимизм - стратегию поведения, когда человек стремится мысленно проиграть предстоящую ситуацию, учитывая мелкие препятствия, с которыми он может столкнуться. Предположим, он готовится к публичному выступлению. Тогда он должен представить себе, что ему придется делать, если вдруг оборвется шнур микрофона, полетит на пол его конспект, или на него вдруг нападет приступ кашля. Он должен помнить и о массе других мелочей, способных свести на нет даже самое удачное выступление. Защитный пессимизм оказывается по результатам ничуть не хуже стратегического оптимизма, заставляющего человека тщательно избегать мыслей о плохом, а в некотором отношении пессимистический настрой оказывает в итоге даже лучшее влияние. Размышления о помехах позволят полнее охватить предмет, увидеть все его стороны и таким образом будят воображение.
В одном из cпециально подготовленных психологических экспериментов участвовали как те, кого по характеру можно было бы причислить к стратегическим оптимистам, так и те, кто был склонен к защитному пессимизму. Всех участников разделили без предварительного отбора на три группы. Каждой предстояло бросать дротики в мишень. Одной предложили вообразить множество помех и изобрести способы их преодоления. Другая должна была думать, что все пройдет гладко, и участники этой группы продемонстрируют верх совершенства. Третьей группе было сказано - не думать ни о чем, а мысленно купаться и загорать на пляже.
Попав в свою привычную стихию, то есть представляя себе разные неприятности, пессимисты показали блестящие результаты. Хуже у них получилось, когда они пытались представить себя непобедимыми чемпионами и совсем плохо, когда. подобно стратегическим оптимистам, они попытались вообще ни о чем не думать. Оптимисты же, наоборот, добились лучших результатов после бездумного "отдыха на пляже" и наихудших - после того, как попытались представить себя в роли пессимистов и начали задумываться о возможных препятствиях и трудностях при выполнении задания. Из этого доктор Норем сделала вывод: оптимизм и пессимизм становятся у каждого второй натурой, коренящейся как в воспитании, так, видимо, и во врожденном предрасположении. Но самое главное - то, что при решении определенных задач, структура которых схожа с той, что делалась в эксперименте, защитный пессимизм, если он естественен для человека, оказался ничем не хуже стратегического оптимизма.
О врожденности двух типов мировосприятия говорилось на вашингтонском симпозиуме не раз. То, что оптимизм и пессимизм связаны с типом темперамента, было известного еще Аристотелю, хотя, как потом выяснилось, связи эти не так просты, как кажется, и утверждать, что меланхолик не может быть оптимистом, а сангвиник - пессимистом, было бы наивно. Говорилось на симпозиуме и о том, в какой степени пессимизм и оптимизм может быть свойственен той или иной культуре. В этой области исследования психологов только начинаются, но уже доказано, например, что выходцы из Азии, живущие в Америке, более пессимистичны, чем выходцы с Кавказа.
Довольно распространено мнение, что пессимистический взгляд на вещи должен неблагоприятно сказываться на здоровье и что улыбаться поэтому полезнее, чем хмуриться. Однако на поверку оказалось, что и это не всегда верно. Добровольцам, выбранным случайным образом, предложили вспомнить самые трагические события своей жизни, поразмыслить над ними несколько дней, а затем описать их со всеми подробностями в виде небольших эссе. Удивительно было не то, что тягостные воспоминания не отразились отрицательно на показателях здоровья испытуемых, а то, что все они после этого почувствовали себя лучше, и это ощущение продержалось у них около четырех месяцев после завершения эксперимента. Здесь уместно сопоставить эти результаты с известным феноменом освобождения от того, что гнетет душу, при помощи творчества. О творчестве как освобождении говорили Гете и Хемингуэй, да и Фрейд, по сути дела, подразумевал это в своих рассуждениях о сублимации. Но, с другой стороны, можно ли называть творцом всякого испытуемого, если он перенесет свои воспоминания на бумагу? Освободится ли он от них, как освобождается писатель, воплощая то, что гнетет его в образы и сюжеты? К тому же не стоит впадать в известное заблуждение и отождествлять писателя с его героями, и мотивы его произведений могут не иметь ничего общего с событиями его жизни, а берут начало лишь в воображении писателя. Тем не менее, многие психологи считают, что освобождение от тягостных воспоминаний путем возврата к ним, осмысления и записи - тоже своего рода творчество, по крайней мере - душевная работа и переживание, требующее усилий.
Психологи установили также, что даже люди нервные, обремененные различными заботами и несчастьями, склонные вечно жаловаться на судьбу, раздражаться по каждому поводу и ожидать всего худшего, постоянно жалующиеся на боли во всех частях тела, на слабость, головокружение и другие болезненные явления, бывают у врача не чаще, чем их жизнерадостные сверстники, и уходят из жизни не раньше оптимистов. Иными словами, даже глубокий пессимизм - не поведенческий, не защитный, не конструктивный, а именно глубокий и всеохватывающий пессимизм нисколько не вредит здоровью.
Пессимистом был немецкий философ Шопенгауэр, который не без оснований полагал, что страдание служит источником великих дел, ибо удесятеряет силы и заставляет быть изобретательными. Всем известна фраза Наполеона, которую он произнес, когда его спросили, в чем главный секрет его стратегии: "Надо, не раздумывая, ввязаться в бой, а там видно будет". Этот принцип исповедуют большинство стратегических оптимистов. Но вспомним: этот принцип был хорош при Маренго, при Аустерлице, но оказался негодным под Москвой, Лейпцигом и Ватерлоо.
Возможно, подход американских психологов и пересмотр их позиций в отношении роли оптимизма и психического здоровья нации связан с широкой практикой психоанализа и психотерапии в США и необходимостью искать новые способы воздействия на пациентов. К тому же события 11 сентября прошлого года существенно поколебали почву для безудержного оптимизма американцев и заставили многих усомниться в надежности и безопасности окружающего их мира. Для американских психологов появились новые задачи и новые возможности проверить свои выводы о роли оптимизма и пессимизма в сохранении психического и физического здоровья.
http://www.incognito.kiev.ua/psyhologi/library/psyho05.shtml
Мы слишком часто употребляем понятия <пессимист> и <оптимист>. Ладно, это, само по себе - далеко не порок. Проблема в другом: задаемся ли мы вопросом, а что же все-таки представляют из себя люди, обозначенные этими словами?
Принятая общественная мораль диктует, что оптимизм - это хорошо, а пессимизм - плохо. Потому и оптимист для сограждан представляется неким олицетворением прогресса, а пессимист - злобным букой, с которым не то что общаться - воздухом одним дышать не стоит. Но есть ли почва для подобной уверенности? Настолько ли хороши оптимисты? Так ли ужасен пессимизм? Впрочем, не будем забегать вперед, а поговорим обо всем по порядку.
Без иллюстрации нам не обойтись.
Допустим, Вы с друзьями... Упс, это совсем не отсюда.
Итак, допустим, что к Вам пришел приятель-оптимист и, радостно приплясывая, говорит: <Пошли в клуб!>. На резонный вопрос <Зачем?> следует не менее резонный (для оптимиста) ответ: <Ну, как зачем? Будем зажигать и все такое!>. Немного подумав, Вы отвечаете: <Да ну его нафиг, этот клуб. Опять все будет плохо>. За что тут же получаете большую почетную грамоту с огромной надписью <ПЕССИМИСТ> поперек, а также любовь и уважение родных и близких.
Все просто? Как бы не так!
Помните про небольшую паузу? В это время в Вашей голове прокручивается следующий визуально-мыслительный ряд:
Угу, конечно, клуб. Мы туда пойдем, выпьем по пиву. Потом ты станешь прыгать как козел, пытаясь проломить танцпол. Время от времени ты будешь подбегать к столику и орать: <ТЫ? ВИДЕЛ? КАК? Я? СЕЙЧАС? ЗАЖИГАЛ?>. После чего снова убегать с целью зажечь что-то в компании с таким же Абдуллой. Что вы там зажигаете? Судя по движениям - волосы в паховой области.
Потом я возьму еще пива, подсяду к какой-нибудь девушке. Мы с ней поговорим, свалим из этого клуба. Потом она будет рассказывать, что она совсем не такая. Я ее буду уверять, что тоже совсем не такой, в клубе оказался случайно, и вообще я изучаю философов древности и заучиваю наизусть сентенции Мамардашвили (хотя на книжной полке, кроме Лукьяненко и Перумова, никаких книг никогда не наблюдалось).
А ранним утром мне еще нужно будет зайти в клуб и увести тебя домой, пока ты не зажег что-нибудь по-настоящему. И потом, с головной болью, мечтая упасть в постель с таблеткой анальгина в обнимку, я буду слушать твои возбужденные вопли о том, что ты зажигал, она зажигала, вы зажигали, они зажигали. Потом мы разбежимся, а через полтора часа ты меня разбудишь телефонным звонком с вопросом: <А ты видел ту девчонку, которая вместе со мной зажигала? Как ты думаешь, ей понравилось, как я зажигал?>. И звонить ты мне будешь весь день, пока я тебя не отправлю открытым текстом в закрытую эротическую зону. После чего ты обидишься и перестанешь со мной разговаривать часа на два. Но выходной уже будет безнадежно испорчен.
И, как естественный результат, Вы изрекаете: <Да ну его нафиг, это клуб...> Далее - по тексту.
Отсюда - мораль. Различия между пессимистами и оптимистами лежат в иной плоскости, нежели простое отношение к жизни. Тонкая красная линия, разграничивающая эти два класса человекообразных - способность к построению логических цепочек. Пессимисты их строить умеют, оптимисты - нет.
Предвижу возмущенные вопли. Ну и ладно. Кричите, оптимисты, кричите. Нас 250 миллионов, всех не перекричите!
Кстати, никогда не замечали, что среди начальников преобладают оптимисты? Приходит такой оптимист и выдает: <У меня есть гениальная идея! Нужно нарвать одуванчиков и продать их по рублю за штуку! Наша фирма заработает огромную кучу денежек, я куплю себе новую машину, а вы - получите премию. Сотни по две каждый. Рублей, естественно>. И пессимисты принимаются за работу. А то, что в процессе трудовой деятельности одуванчики стали называться ценными бумагами, да и продавались они вовсе не по рублю - так кого это, в принципе, волнует.
Опять оптимисты горланят недовольно. Угу, давайте, валяйте. Закон еще антипессимистический примите.
Между прочим, среди законодателей наших тоже полно оптимистов. Ввели, например, они налог на пользователей автодорог. Налог - вещь хорошая, особенно на территории государства, где автодорог отродясь не бывало. Оптимисты, что с них возьмешь, кроме среза головного мозга в анатомичке.
Ну да, ну да. Можно еще попробовать закидать меня помидорами. Гнилыми. Кидайте прямо в центр монитора, быть может, и в меня попадете. Кинули? Вот и молодцы! А теперь бегом за тряпкой! Помните, что я вам говорил про логические цепочки? Учитесь их строить, а не пытайтесь прокричать мне дырку в барабанной перепонке.
А пока оптимисты оттирают свои рабочие места от гнилых овощей, я расскажу еще одну интересную вещь. Я расскажу о реалистах.
Спросите какого-нибудь своего знакомого - оптимист он или пессимист? В девяноста случаях из ста Вы увидите гордо выпяченный подбородок, и сквозь торжественно надутые губы будет процежено: <Я - реалист!>
Естественно, реалист. Кто же он еще может быть? Достаточно пожил на свете, распрощался с розовыми очками, но и киснуть по всякому поводу не собирается. Одним словом, золотая середина, жизненный стержень, РЕАЛИСТ.
Ага, как же.
Не все так просто, как кажется на первый взгляд. На самом деле, реализм - это не промежуточное состояние между пессимизмом и оптимизмом, как принято считать. Это - нечто иное. Реалисты - это элита пессимистов, их руководящая и направляющая сила. Ибо если пессимисты умеют строить логические цепочки, то реалисты точно знают, когда остановиться в процессе их построения. И посему реалисты - это цель самосовершенствования, высшее пессимистическое существо.
Разумная ограниченность - вот главная сила реалистов. Они избавлены от оптимистической беспечности (которую, кстати, правильнее всего было бы назвать раздолбайством, а еще правильнее - не позволяет цензура). Но, с другой стороны, они также не смотрят в глубину вещей до такой степени, что количество предположительных исходов начинает превышать число клеток головного мозга. Три - вот любимое число реалиста. Три кита, три состояния числа, три сына в русских сказках, Троица, в конце концов. Весь мир вокруг создан реалистами, их дух составляет суть вещей.
Естественно, что большинство индивидуумов, узнавших пару анекдотов о превосходстве реалистов над остальным сообществом, тут же начинает считать себя таковыми. И никого это не удивляет. Хотя, если разобраться, это равносильно становлению художником сразу после покупки набора цветных карандашей. На деле же реализм, как и любое элитарное состояние, достигается либо за счет врожденной гениальности (что дано немногим), либо за счет кропотливого развития имеющейся предрасположенности. И эта предрасположенность называется отнюдь не <оптимизм>.
Ну ладно вам кричать! Хватит уже. Оптимисты - ну и будьте ими. И называйте себя как угодно, хоть реальными пацанами. Вполне возможно, что вы все сделаете карьеру и станете большими начальниками. Самыми большими. Будете продавать одуванчики и платить налог на пользование вас автодорогой. И еще будет у вас самый современный офис в самом высоком американском небоскребе. И сквозь великолепное, тщательно отмытое панорамное окно вы будете любоваться на пролетающие мимо самолеты и оптимистично махать им рукой.
Константин Ильвес
http://blin.exler.ru/articles/pessimism/01.shtml
Пессимизм (от лат. pessimus - наихудший) - отрицательная оценкачеловеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарнуюформу такой оценки мы находим в П. сравнительно-историческом, от Гезиодаи до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшею. Что людисубъективно имеют особую чувствительность к бедствиям своего времени -это не требует объяснения, и упомянутый вид П. есть вполне естественнаяи практически неизбежная иллюзия, от которой мы теоретическиосвобождаемся, как только узнаем факт ее повторения в различные эпохи,при самых разнообразных исторических условиях. Пессимистическому взглядуна историю противополагается идея постоянного возрастания человеческогоблагополучия . Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняетсяодним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальныйвопрос об оценке мирового бытия, при чем с крайним отрицательным ответомявляется П. безусловный, выразившийся в буддийской религии и получившийновейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана. Полнуюформулу безусловного П. мы находим в основном буддийском учении о "4благородных истинах": 1) существование есть мучение, 2) причина его естьбессмысленное хотение, не имеющее ни основания, ни цели, 3) избавлениеот мучительного существования возможно чрез уничтожение всякого хотения,4) путь такого избавления ведет чрез познание связи явлений и соблюдениесовершенных нравственных заповедей, данных Буддой, а конец его естьНирвана, полное "погашение" бытия. Этот основной пессимистический взглядна бытие, как на страдание или мучение, и на небытие, как на избавлениеот муки, - к которому ничего существенного не прибавили новейшиесторонники абсолютного П., - дополняется в буддизме двумя теориями: об условиях существования(ниданы) и об агрегатах (сканды), составляющих человека. Из 12 "нидан"принципиальное значение имеют: 1-я - неведение или бессмыслие (этимисключается понятие разумности или целесообразности существования): 2-я- закон моральной причинности (карма), в силу которого каждый акт имеетсвои роковые последствия, независимые от действующего; 8-я - жаждабытия; 11-я - рождение в определенной форме; 12-я - старость и смерть."Ниданы" определяют процесс мучительного существования; что касается доего субъектов, то буддизм решительно отрицает их самостоятельность, всмысле духовной субстанции, и в каждом живом существе видит лишь агрегатнескольких агрегатов (сканд) физических и психологических, распадающихсяв момент смерти. В силу закона моральной причинности, дела, совершенныекаждым, создают, вслед за его смертью, новый агрегат, подлежащийсоответствующим страданиям, и так далее до бесконечности. Спасение отэтой "сансары" (вечного мучения) возможно только через указанный путьотречения от всякой воли и, следовательно, прекращения всяких действий,в силу чего, после покрытия прежней кармы остальным страданием,погашается и всякое бытие, за отсутствием для него всяких новых причин.При оценке этой системы безусловного П. должно обратить внимание на туконкретную точку отправления, которую указывает само буддийскоепредание. Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможнымжитейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного,калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия ипокидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Каковабы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нем ярковыражена та простая истина, что материальная жизнь, даже при самыхисключительно благоприятных условиях, сама по себе неудовлетворительна.Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть - общий уделживых существ: такой П. есть аксиома. Широкая система безусловногоотрицания бытия, воздвигаемая на этом твердом, но узком основании,лишена, однако, всякой устойчивости и разлагается от внутреннихпротиворечий не устраненных, а скорее усиленных и умноженных новейшейметафизикой отчаяния. Первое внутреннее противоречие выражается вдвусмысленной роли, которую в этом построении играет факт смерти. Онпредставляется сначала венцом всех зол: лишь при виде мертвеца в умеБудды созревает безусловный П. и решимость стать на путь отречения.Между тем такой взгляд на смерть имеет смысл лишь для оптимизма,признающего жизнь за благо и условие всех благ: лишение жизни, с этойточки зрения, есть величайшее зло. Для П., признающего, что жизнь, посуществу, есть мучение, конец этого мучения должен являться, наоборот,величайшим благом - а в таком случае общее мировоззрение опять получаетоптимистическую окраску: мир оказывается так хорошо устроенным, чтовместе с мучительною болезнью неизбежно дается и радикальное от неелекарство. Такому заключению лишь по ошибке противопоставляетсябуддийская теория многих преемственных рождений, чем, будто бы,отнимается у факта смерти характер окончательного избавления. На самомделе и по буддийскому воззрению для страдающего существа смерть естьконец всех страданий, ибо это существо есть только совокупностьагрегатов, распадающихся в момент смерти. Никакой субстанции,переживающей этот момент и сохраняющей свое единство, буддизм недопускает; связь между умершим и тем новым существом, которое родится изего дел по закону "кармы", находится вне их обоих: теория не можетутверждать их личного тождества или единства самосознания, ибо этопротиворечит очевидности: никто не помнит своих прежних существований,т. е. прежних воплощений своей "кармы", хотя для каждого такихвоплощений предполагается бесчисленное множество. Если же единствосамосознания ограничивается каждый раз пределами одного воплощения, тоими же ограничивается и действительное страдание для каждого существа.Новейшая форма абсолютного П. (у Шопенгауэра и Гартмана) также непредставляет никаких оснований для превращения зла в какой-тотрансцендентный атрибут бытия. зло и здесь сводится собственно кстраданию, страдание же действительно существует лишь посколькусознается - а сознание для философии П. есть не более как мозговоеявление (Gehirnphanomen) и, следовательно, возможно только дляорганизмов, обладающих нервною системой и страдающих при известнойстепени раздражения чувствительных нервов. Следовательно страданиявсякого существа ограничиваются пределами его данного телесногосуществования и совершенно прекращаются с разрушением организма всмерти. Шопенгауэр и Гартман много говорят о "мировом страдании", ноименно с их точки зрения это может быть только риторическою фигурой, ибомир, т. е. его единое метафизическое начало - "воля", "бессознательное"и т. п. - не может страдать: для этого оно должно было бы по крайнеймере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему непредоставлено. Универсальное страдать не может; страдает толькоиндивидуальное, в своем органическом воплощении, уничтожаемом смертью.Реально существующее страдание ограничивается, только областью сознания- людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, истрадание каждого с концом его жизни совершенно прекращается. ЕслиШопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать "запределами своей кожи", то столь же невозможно за этими пределами истрадать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждоголишь через их отражение в пределах его "кожи", т. е. через его организм,и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом безусловный П. ни вдревней индийской; ни в новой германской своей форме не в состоянииотнять у смерти ее значения окончательной избавительницы от бедствийжизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорятьтакое избавление чрез самоубийство. Попытки Шопенгауэра и Гартманаотклонить этот вывод своею крайнею слабостью подтверждают егонеизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что внем истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Ноникакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, какистребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочетизбавиться от своей жизни, как мучительного явления - и такой цели оннесомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который, привсем своем пессимизме, не может утверждать, чтобы мертвые страдали.Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство,требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселеннойвоздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовкусредств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым долженокончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственныйдолг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий,свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики.Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного П.логически исключает всякую другую этику. Если все дело в том, чтобыуничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумнодоказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные,действительно испытываемые мучения; а предполагаемые мучения тогоотдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективногосамоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личноесамоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно какпример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, тообщая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный П. какпервоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщеннойчувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность.Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая,есть только "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", приводитразмышляющий ум к истинному заключению, что "мир весь во зле лежит", чеми исчерпывается правда П. Но когда человек, познавший до пресыщениянеудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающиминтересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает ирасширяет отрицательный результата своего опыта, то, вместо верногопессимистического отношения к односторонне материальному направлениюжизни, получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и самобытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) неразличается зло нравственное от страдания и бедствия, или злафизического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлиннуюпервооснову всякого бытия, что не только ни на чем не основано, но иведет к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точкузрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние,а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы незамечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушениенормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечаетсяименно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительносознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным женелепостям приводит безусловный П. и в нравственной сфере. Иногда П.называется всякое воззрение, которое признает реальность и важноезначение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного ипреодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такойотносительный пессимизм содержится многими философскими и большинствомрелигиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того илидругого миросозерцания, в которое он входит как один из составныхэлементов. Вл. Соловьев.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/16582